
В 1970-м году в Тольятти был построен Волжский автомобильный завод, который начал выпускать легковые автомобили. Поскольку это был год столетия Владимира Ильича Ленина, а такие юбилеи отмечали в Стране Советов помпезно, у кого-то возникла верноподданническая мысль: назвать автомобили Волжского завода ВИЛ-100. Владимиру Ильичу Ленину — 100 лет. Простенько и со вкусом. И память на века.
Идея не прошла. Автомобили назвали «Жигули» по недалёким от Тольятти Жигулёвским горам на Волге, известным советскому народу ещё и по «Жигулёвскому» пиву.
Когда Ленин родился, автомобили ещё придуманы не были. Можно считать, что автомобильная эпоха началась, когда Владимиру Ильичу Ульянову исполнилось 16 лет. Так что известную мне с детства картину «Мы пойдём другим путём» (где только в Союзе она не висела!) можно было бы назвать и «Мы поедем другим путём».
Только в 1885 году Карл Бенц изобрёл первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. В 1886 году он получил патент на своё изобретение. Вскоре конструировать автомобили начали и другие инженеры, такие как Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах. Автомобилестроение начало бурно развиваться. Мир постепенно становился автомобильным. Ехать стало возможно любым путём. Знать бы только куда.
А поскольку В. И. Ульянов-Ленин жил в этом мире, ему чем дальше, тем чаще приходилось встречаться с «самобеглыми колясками», как можно было бы перевести на исконно русский язык иностранное слово «автомобиль».
Жизнь вождя революции можно рассматривать и под этим углом. Посмотрим сколько раз и где в его биографии Ленин пересекался с автомобилями, благодаря чему многие из этих машин стали музейными артефактами, хранящими память и о жизни Ленина, и об истории той страны, которая буквально перевернулась благодаря его революционным делам. Ведь и само слово «революция» означает «переворот».
Первая встреча
Можно сказать, что Ленин впервые столкнулся с автомобилем в самом буквальном смысле этого слова. Это столкновение произошло в декабре 1909 года во Франции, в Париже.
Париж – город, переполненный соблазнами. Дорогой город, Естественно, что Ленин, не отяжелённый излишними средствами, на дорогие автомобили не заглядывался, а купил себе велосипед. В то время велосипед был любимым транспортом многих парижан, принадлежавших к среднему классу. Что важно, в городе не только было значительное количество велосипедистов, но уже сложилась особенная велосипедная инфраструктура. А велосипедистки уже ввели в обиход специальные брюки для велосипедной езды, немного напоминавшие американские женские шаровары, блумеры.
Для Ленина велосипед был замечательным транспортом, решавшим множество проблем. Во-первых, при его сидячем образе жизни физическая нагрузка – это прекрасно. Гимнастика, можно сказать. Во-вторых, велосипед серьёзно снижал расходы на транспорт. Ни извозчик, ни дилижанс не нужны. Садись – и катись! Ну, и наконец, в-третьих, на велосипеде можно было поездить по парижским пригородам. А Ленин был любопытен! Что ни говори, прекрасный отдых! Он ездил на велосипеде и сам, и жену, Надежду Константиновну с собой брал.
В тот день, в конце декабря 1909 года, Ленин съездил в парижский пригород Жювизи-сюр-Орж, где находился аэродром и где можно было посмотреть на полёты аэропланов. На обратном пути в Париж его велосипед попадает в аварию. Автомобиль «Роллс-Ройс» Silver Ghost сбил велосипедиста Ульянова. Автомобиль этот не просто богатый, а роскошный, принадлежал какому-то виконту. Ленин получил сильные ушибы, а велосипед его превратился в груду металлолома. Виконт даже не остановился, но Ленин заметил номер автомобиля, собрал свидетелей и подал на виконта в суд. Дело он выиграл и получил с богатенького дворянина компенсацию в 610 франков. Этих денег хватило на новый английский велосипед «Энфилд», и ещё осталось.
К слову, по тем временам «Энфилд» был самый дорогой велосипед на французском рынке, где разнообразие было велико. Например, фирма «Пежо» выпускала не только автомобили, но и велосипеды. Причём, вторых выпускалось больше.
Затем в знакомстве Ленина с автомобилями наступает некоторый перерыв до 1917 года. За это время автомобилей стало больше. Они не только заполнили улицы, значительно потеснив конные экипажи, но и пришли в армию. Именно с бронированным автомобилем, с броневиком, произошла следующая встреча Ленина уже в Петрограде. И встреча эта тоже широко известна людям, выросшим и воспитанным в Советском Союзе.
«Враг капитала» — легендарная трибуна
В апреле 1917 года, Ленин вернулся в революционную Россию, в Петроград. Петроградские большевики, конечно, приготовили встречу своему вождю. На площадь перед Финляндским вокзалом пришло не только множество людей с красными флагами и революционными лозунгами. Весёлые ребята-большевики прикатили сюда броневик «Остин-Путиловец», который спёрли прямо на заводе.
Здесь, на выходе из Финляндского вокзала, Ленин поднялся на башню этого броневика и обратился к встречающим с короткой речью. Этот эпизод изображён на многих живописных советских полотнах и даже запечатлён в виде памятника, установленного на площади у Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге.
Броневик назывался «Остин-Путиловец», потому что это была российская модификация британского бронеавтомобиля Austin, произведённого в Великобритании и доработанного на Путиловском заводе в России. На заводе в Англии производили базовые шасси бронеавтомобилей, а доработка и вооружение броневиков происходило на Путиловском заводе в Петрограде.
Вообще, если смотреть на картины или на памятник, пулемётная башня броневика, стоя на которой Ленин призывает рабочие массы к революции, видится довольно неплохой трибуной. Можно даже призывно вытянуть руку. Эффектно и вызывающе! На самом деле башня броневика плохо подходит для произношения зажигательных речей. Если в порыве вдохновения резко выбросить вперёд руку, можно и свалиться вниз! Скорее всего, на башню Ленин не лез, а примостился позади неё, на бронированной крыше. Но легенда – это легенда. Она обязана быть красивой, она должна быть мобилизующей и призывной.
По пути от Финляндского вокзала до дома Кшесинской, где в апреле 1917 года обосновались большевики, броневик сделал несколько остановок. Ленин несколько раз вылезал из кабины на крышу и произносил речь, вероятно, одну и ту же.
После Гражданской войны, когда началось создание мифа об Октябрьской революции, исторический броневик стали разыскивать. Обнаружилось, что он участвовал в боях под героическим названием «Враг капитала». Трудно сказать смогли ли отыскать тот самый «Остин-Путиловец» или восстановили его из нескольких уцелевших машин. Сегодня его можно увидеть в Военно-историческом музее Санкт-Петербурга.
Первый персональный автомобиль Ленина
После свершения Октябрьской революции общение Ленина с автомобильным транспортом стало почти постоянным. Оперативное руководство требовало оперативного перемещения. Тогдашний российский автопром желал лучшего (а когда, в какие годы, это было не так?) Поэтому транспорт был реквизирован у разных богатых владельцев. В том числе, использовались автомобили из царского гаража. Причём на стезе реквизиции большевики не были первыми. Царские автомобили для правительственных нужд привлекли предшественники, Временное правительство.
Одной из самых красивых и мощных машин царского гаража был очень дорогой автомобиль ручной сборки Turcat-Méry 28 (Тюрка-Мэри) с двигателем мощностью 50 лошадиных сил. Её выпускала французская автомобильная компания Turcat-Méry, располагавшаяся в Марселе с 1899 по 1929 годы. Эта компания, производила автомобили высшего класса для высших слоёв общества.
Машина, о которой идёт речь, поступила в царский гараж в 1915 году. После революции на этом автомобиле недолго ездил А. Ф. Керенский, а затем он перешёл к В. И. Ленину и стал персональным автомобилем советского вождя.
Однако, поездить на этой машине Ленину удалось всего-то месяц. В декабре 1917 года «Turcat-Mery 28», который был припаркован во дворе Смольного, нагло угнали. Сначала все подумали на лихих ребят-эсеров. Но спустя некоторое время автомобиль нашли в гараже пожарной части неподалёку от финской границы. Как оказалось, угон совершили контрабандисты в надежде перепродать роскошное авто за кордон.
Но пока украденный автомобиль искали, Ленину предоставили другой французский автомобиль из царского гаража - «Delaunay Belleville 45». Говорят, это был любимый автомобиль Николая II. Компания «Delaunay Belleville» кроме автомобилей выпускала также паровозы. Может быть поэтому машина имела бочкообразный передок и была похожа на небольшой паровозик.
Ленин проездил на «Delaunay Belleville» год. Это было уже после переезда советского правительства в Москву. 19 января 1919 года на машину, в которой находились Владимир Ленин и его сестра, напала группа бандитов во главе с известным московским налётчиком Яковом Кошельковым. Произошло это в Сокольниках, где тогда был совсем не городской парк культуры и отдыха, а вполне себе дикий лес.
Позарившись на явно дорогую машину, бандиты выкинули Ленина, водителя и сестру из машины. Ленина бандиты не узнали, но отобрали документы и пистолет системы Браунинга, сели на автомобиль и уехали. И оно, наверное, было к лучшему.
Renault 40 CV: о жизни и смерти
Постоянной персональной машины в 1918 году у Ленина не было. В августе 1918 года в Москве на завод Михельсона, где на него было совершено покушение, он поехал на французском автомобиле фирмы «Рено». Сорокасильный автомобиль мог развивать скорость более 100 километров в час. Именно на этой скорости гнал в Кремль водитель С. Гиль, везя раненного Ленина.
«Роллс-Ройс» – чемпион
После того, как в январе 1919 года у Ленина украли «Delaunay Belleville», дело, наконец, дошло до «Роллс-Ройса». Автомобили этой компании были самыми дорогими, но и самыми функциональными и самыми красивыми. Ленин выбрал гоночный «Rolls-Royce Silver Ghost», выпущенный в 1914 году.Этот автомобиль имел мощность двигателя 55 л. с. и прекрасные рессоры. Не мудрено, ведь он предназначально для гонок по горам и бездорожью. До революции машина эта обслуживала семейство Рябушинских, но в 1918 году её конфисковали в целях революционной справедливости. Ильичу нужнее!
Ленин оценил «Серебряный призрак», и в 1920-м году он поручил Леониду Красину, который был тогда полпредом Советской России в Великобритании, купить крупную партию автомобилей «Rolls-Royce». По тогдашним ценам такой автомобиль стоил около 3 тысяч фунтов стерлингов. На нынешние деньги это около 420 тысяч долларов. Транспорт для диктатуры пролетариата! Уже через год новые автомобили прибыли в распоряжение Совнаркома. Они все были снабжены новейшим изобретением, стартёром. Заводная ручка теперь была ни к чему.
На «Роллс-Ройсе» советский вождь ездил до конца жизни. Этот автомобиль до 1990 года находился в музее Ленина, и как клялись сотрудники, все детали на нем были «родные». Но в лихие девяностые кто-то похитил серебряную статуэтку «Дух экстаза», украшавшую пробку радиатора. Не удивительно. Это самый знаменитый из когда-либо существовавших автомобильных маскотов. Он остался на «Роллс-Ройсах» до сих пор, но во время стоянки специальная система утапливает его вовнутрь радиатора.
Хороший советский художник А. Дейнека в 1938 году написал картину (выдуманную, конечно), где изобразил катание крестьянских детей на ленинском «Роллс-Ройсе». Картина, несмотря на глобальную лживость, в частностях написана безукоризненно. Прописаны все детали: и ленинский автомобиль, и ясная летняя погода, и подступающий лёгкий дождик. Весёлые дети, весёлый Ильич. Хотя на фотографиях того времени Ленин выглядел уже страшновато. Настолько, что свободно мог бы перепугать ребятишек. Даже если бы им разрешили сесть в машину Ленина.
На автомобиле Ленина возили на прогулки в любую погоду, летом и зимой. В царском гараже, который вслед за правительством перевезли в Москву был необычный автомобиль-снегоход, сделанный для царя водителем и механиком Адольфом Кегрессом. Вместо передних колёс в этой машине были установлены лыжи, а задние колёса заменяли гусеницы. Кегресс к тому времени уже несколько лет благополучно работал в компании «Ситроен». Приходилось опираться на собственные силы. И вот в начале 1921 года Путиловский завод сделал для поездок Ленина аналогичные автосани на базе автомобиля «Rolls-Royce Silver Ghost Continental». Эти автосани использовались для зимних поездок и для прогулок вокруг Горок. Они же оказались последним автомобилем Владимира Ильича. После смерти Ленина на этом «Роллс-Ройсе» тело вождя было доставлено на станцию, откуда на поезде его отправили в Москву.