Willys MB: Легендарный автомобиль Второй мировой войны и его влияние на советский автопром
1413 03/02/2025
История компании Willys-Overland и её основателя
Компания Willys-Overland была основана в 1908 году американским предпринимателем Джоном Нортом Уиллисом (1873 – 1935). Уиллис с ранних лет проявлял интерес к механике и предпринимательству. В начале 20-го века он приобрёл разорившуюся автомобильную компанию Overland Automobile Company и преобразовал его в Willys-Overland Motors, сделав компанию одним из ведущих производителей автомобилей в США.
Во время Первой мировой войны Willys-Overland поставляла военные грузовики для армии США, что позволило компании зарекомендовать себя как надёжного поставщика военной техники. Однако настоящий прорыв произошёл в конце 1930-х годов, когда вооружённые силы США начали искать лёгкий многоцелевой автомобиль для нужд армии.
Разработка и тактико-технические характеристики Willys MB
В 1940 году американская армия объявила конкурс на создание лёгкого разведывательного автомобиля. Участие в нём приняли три компании: American Bantam, Willys-Overland и Ford. Прототип Willys MA (Military A) показал себя надёжным, но требовал доработок. В результате в 1941 году появился Willys MB, ставший эталонным образцом военного внедорожника.
Основные характеристики Willys MB
Willys MB отличался высокой проходимостью, простотой конструкции и ремонтопригодностью. Эти характеристики сделали его незаменимым в условиях войны.
Конструкторы убрали с автомобиля всё лишнее, сделав его лёгким. Но мощный мотор с трёхступенчатой коробкой передач и приводом на все четыре колеса оставили. Всё это в сочетании с высоким клиренсом позволяло автомобилю проходить даже по русскому бездорожью. А на мало-мальски приличной дороге «Виллис» развивал высокую скорость и вполне мог сбежать от противника.
Чтобы эти утверждения не выглядели голословными, основные тактико-технические данные «Виллиса» сведены в нижеследующую таблицу.
- Двигатель: 4-цилиндровый бензиновый Willys L134 "Go Devil", 2,2 л (60 л.с.).
- КПП: трёхступенчатая механическая с двухступенчатой раздаточной коробкой.
- Привод: полный (4x4).
- Колёсная база: 2032 мм.
- Клиренс: 220 мм.
- Максимальная скорость: около 105 км/ч.
- Грузоподъёмность: до 400 кг.
- Снаряжённая масса: около 1100 кг.
Что такое джип?
Слово «джип» (Jeep) впервые появилось в 1941 году в США, когда Willys MB поступил на вооружение армии. Cчитается, что название произошло от обозначения GP (General Purpose – «общего назначения»), что фонетически звучало как «джи-пи». Cо временем это короткое словечко сократилось до ещё более короткого «джип», и писаться стало по-другому.
Это слово, «Jeep», закрепилось в ходе Второй мировой войны и стало нарицательным для всех лёгких армейских внедорожников. Позже его зарегистрировали, как торговую марку вездеходов компании Willys-Overland.
Поставки Willys MB в СССР в рамках ленд-лиза
В рамках программы ленд-лиза Советский Союз получил более 51 000 автомобилей Willys MB, а также около 40 000 автомобилей Ford GPW (лицензионная копия Willys, выпускаемая компанией Ford).
Джипы Willys в СССР: могла ли Красная армия победить без них?
С началом Великой Отечественной войны Красная армия фактически не имела современной колёсной техники. Это было следствием того, что имевшаяся автомобильная промышленность, всего 4 автомобильных завода, едва справлялась с плановыми заданиями. К тому же никто не проектировал новые модели советских автомобилей.
Почему? Во-первых, высшее советское руководство, хотя и декларировало СССР, как «страну мечтателей, страну учёных», «своим талантам» не доверяло, и держало курс на копирование зарубежных автомобилей. А во-вторых, количество собственных инженеров-автомобилистов было невелико.
Ситуация в корне изменилась, когда США начали поставки по ленд-лизу, и на фронте появились десятки тысяч американских грузовиков-вездеходов «Студебекер» US6 и «Виллисов». Трёхосные «Студеры» стали тягачами, грузовиками и носителями «Катюш» повышенной проходимости. А «Виллисы» использовались во всех родах войск Красной армии:
- Разведка и связь: высокая манёвренность позволяла использовать Willys для доставки донесений и разведывательных операций.
- Медицинские службы: автомобили служили санитарными машинами для эвакуации раненых.
- Боевое применение: Willys оснащали пулемётами и применяли в рейдовых операциях, особенно в составе кавалерийско-механизированных групп.
А что такое ленд-лиз?
Сейчас слово «ленд-лиз» известно, как среди тех, кто подчёркивает значение экспорта американской техники для победы Красной Армии, так и среди тех, кто это значение в той или иной степени отрицает. Ленд-лиз (lend-lease) дословно означает «заём-аренда». Подобный экономический трюк позволял Соединённым Штатам передавать союзным странам взаймы или в долгосрочную аренду военную технику и вооружение. С Советским Союзом первый договор ленд-лиза был подписан в сентябре 1941 года, положив начало долговременным финансовым и экономическим отношениям с Америкой.
Весной 1942 года начались поставки автомобилей в Советский Союз по ленд-лизу. Из США и Великобритании их везли по морю тремя путями: через северные Мурманск и Архангельск, через Владивосток и через южные порты в Иране. Машины поставляли, главным образом, в уже собранном виде. Но везли также «Виллисы» в разобранном состоянии. Автомобильный машинокомплект при этом помещался в особые деревянные ящики. Сбор машин «из ящиков» происходил на четырёх заводах: на Московском заводе имени Сталина и на военных заводах в Омске и в Коломне. Четвёртый сборочный завод находился в порту Бушир в Иране.
Судьба Willys после войны и появление ГАЗ-69
По условиям соглашения о ленд-лизе после окончания Второй мировой войны боевые автомобили следовало возвратить в США. Но американцам везти назад изношенные Willys MB было не выгодно. Поэтому они смотрели сквозь пальцы на то, что Советы не выполняли свои обязательства по возврату техники. Почти все «Виллисы» и «Студебекеры» остались на вооружении Советской армии, НКВД и различных гражданских служб. Но, как ни крути, к концу 1940-х годов их ресурс был исчерпан, и СССР потребовалось создать собственный аналог.
В 1953 году на смену Willys MB пришёл ГАЗ-69 – советский полноприводный внедорожник, разработанный Горьковским автозаводом. Он имел следующие характеристики:
- Двигатель: 4-цилиндровый ГАЗ-20 (55 л.с.).
- Грузоподъёмность: 500 кг.
- Конструкция: закрытый или открытый кузов с тентом.
- Проходимость: улучшенная по сравнению с Willys благодаря большему клиренсу и доработанной ходовой части.
ГАЗ-69 стал основным лёгким внедорожником Советской армии вплоть до 1970-х годов, когда его сменил УАЗ-469.
Заключение
Автомобиль Willys MB стал настоящей легендой Второй мировой войны, символом мобильности и надёжности. Его массовые поставки в СССР сыграли значительную роль в повышении боеспособности Красной армии. После войны Willys MB уступил место ГАЗ-69. Тем самым американский внедорожник подтолкнул развитие советского автопрома.
Сегодня Willys MB – желанный экспонат для коллекционеров, а его конструктивные решения продолжают использоваться в современных внедорожниках. Этот автомобиль остаётся символом эпохи и напоминанием о технологическом прорыве времён войны.