публичный образовательный интернет-портал

Willys MB: Легендарный автомобиль Второй мировой войны и его влияние на советский автопром

1413 03/02/2025
Автомобиль «Виллис» производства 1942 года
Джон Норт Уиллис (Виллис)
Джон Норт Уиллис (Виллис)

История компании Willys-Overland и её основателя

Компания Willys-Overland была основана в 1908 году американским предпринимателем Джоном Нортом Уиллисом (1873 – 1935). Уиллис с ранних лет проявлял интерес к механике и предпринимательству. В начале 20-го века он приобрёл разорившуюся автомобильную компанию Overland Automobile Company и преобразовал его в Willys-Overland Motors, сделав компанию одним из ведущих производителей автомобилей в США.

Во время Первой мировой войны Willys-Overland поставляла военные грузовики для армии США, что позволило компании зарекомендовать себя как надёжного поставщика военной техники. Однако настоящий прорыв произошёл в конце 1930-х годов, когда вооружённые силы США начали искать лёгкий многоцелевой автомобиль для нужд армии.

Разработка и тактико-технические характеристики Willys MB

В 1940 году американская армия объявила конкурс на создание лёгкого разведывательного автомобиля. Участие в нём приняли три компании: American Bantam, Willys-Overland и Ford. Прототип Willys MA (Military A) показал себя надёжным, но требовал доработок. В результате в 1941 году появился Willys MB, ставший эталонным образцом военного внедорожника.

Основные характеристики Willys MB

Willys MB отличался высокой проходимостью, простотой конструкции и ремонтопригодностью. Эти характеристики сделали его незаменимым в условиях войны.

Конструкторы убрали с автомобиля всё лишнее, сделав его лёгким. Но мощный мотор с трёхступенчатой коробкой передач и приводом на все четыре колеса оставили. Всё это в сочетании с высоким клиренсом позволяло автомобилю проходить даже по русскому бездорожью. А на мало-мальски приличной дороге «Виллис» развивал высокую скорость и вполне мог сбежать от противника.

Типичный открытый серийный джип Willys MB с радиостанцией и шанцевым комплектом
Типичный открытый серийный джип Willys MB с радиостанцией и шанцевым комплектом

Чтобы эти утверждения не выглядели голословными, основные тактико-технические данные «Виллиса» сведены в нижеследующую таблицу.

  • Двигатель: 4-цилиндровый бензиновый Willys L134 "Go Devil", 2,2 л (60 л.с.).
  • КПП: трёхступенчатая механическая с двухступенчатой раздаточной коробкой.
  • Привод: полный (4x4).
  • Колёсная база: 2032 мм.
  • Клиренс: 220 мм.
  • Максимальная скорость: около 105 км/ч.
  • Грузоподъёмность: до 400 кг.
  • Снаряжённая масса: около 1100 кг.

Что такое джип?

Слово «джип» (Jeep) впервые появилось в 1941 году в США, когда Willys MB поступил на вооружение армии. Cчитается, что название произошло от обозначения GP (General Purpose – «общего назначения»), что фонетически звучало как «джи-пи». Cо временем это короткое словечко сократилось до ещё более короткого «джип», и писаться стало по-другому.

Лёгкая боевая машина Ford GPW с крупнокалиберным пулемётом на поворотной стойке
Лёгкая боевая машина Ford GPW с крупнокалиберным пулемётом на поворотной стойке

Это слово, «Jeep», закрепилось в ходе Второй мировой войны и стало нарицательным для всех лёгких армейских внедорожников. Позже его зарегистрировали, как торговую марку вездеходов компании Willys-Overland.

Поставки Willys MB в СССР в рамках ленд-лиза

В рамках программы ленд-лиза Советский Союз получил более 51 000 автомобилей Willys MB, а также около 40 000 автомобилей Ford GPW (лицензионная копия Willys, выпускаемая компанией Ford).

Джипы Willys в СССР: могла ли Красная армия победить без них?

С началом Великой Отечественной войны Красная армия фактически не имела современной колёсной техники. Это было следствием того, что имевшаяся автомобильная промышленность, всего 4 автомобильных завода, едва справлялась с плановыми заданиями. К тому же никто не проектировал новые модели советских автомобилей.

Сборка армейских автомобилей Ford GPW на головном заводе корпорации Ford Motor Company. 1942
Сборка армейских автомобилей Ford GPW на головном заводе корпорации Ford Motor Company. 1942

Почему? Во-первых, высшее советское руководство, хотя и декларировало СССР, как «страну мечтателей, страну учёных», «своим талантам» не доверяло, и держало курс на копирование зарубежных автомобилей. А во-вторых, количество собственных инженеров-автомобилистов было невелико.

Ситуация в корне изменилась, когда США начали поставки по ленд-лизу, и на фронте появились десятки тысяч американских грузовиков-вездеходов «Студебекер» US6 и «Виллисов». Трёхосные «Студеры» стали тягачами, грузовиками и носителями «Катюш» повышенной проходимости. А «Виллисы» использовались во всех родах войск Красной армии:

  • Разведка и связь: высокая манёвренность позволяла использовать Willys для доставки донесений и разведывательных операций.
  • Медицинские службы: автомобили служили санитарными машинами для эвакуации раненых.
  • Боевое применение: Willys оснащали пулемётами и применяли в рейдовых операциях, особенно в составе кавалерийско-механизированных групп.
Встреча на Эльбе с участием джипа Willys МВ и одного пулемёта. Май 1945
Встреча на Эльбе с участием джипа Willys МВ и одного пулемёта. Май 1945

А что такое ленд-лиз?

Сейчас слово «ленд-лиз» известно, как среди тех, кто подчёркивает значение экспорта американской техники для победы Красной Армии, так и среди тех, кто это значение в той или иной степени отрицает. Ленд-лиз (lend-lease) дословно означает «заём-аренда». Подобный экономический трюк позволял Соединённым Штатам передавать союзным странам взаймы или в долгосрочную аренду военную технику и вооружение. С Советским Союзом первый договор ленд-лиза был подписан в сентябре 1941 года, положив начало долговременным финансовым и экономическим отношениям с Америкой.

Весной 1942 года начались поставки автомобилей в Советский Союз по ленд-лизу. Из США и Великобритании их везли по морю тремя путями: через северные Мурманск и Архангельск, через Владивосток и через южные порты в Иране. Машины поставляли, главным образом, в уже собранном виде. Но везли также «Виллисы» в разобранном состоянии. Автомобильный машинокомплект при этом помещался в особые деревянные ящики. Сбор машин «из ящиков» происходил на четырёх заводах: на Московском заводе имени Сталина и на военных заводах в Омске и в Коломне. Четвёртый сборочный завод находился в порту Бушир в Иране.

Вездеход ГАЗ-69, автомобиль Советской Армии
Вездеход ГАЗ-69, автомобиль Советской Армии

Судьба Willys после войны и появление ГАЗ-69

По условиям соглашения о ленд-лизе после окончания Второй мировой войны боевые автомобили следовало возвратить в США. Но американцам везти назад изношенные Willys MB было не выгодно. Поэтому они смотрели сквозь пальцы на то, что Советы не выполняли свои обязательства по возврату техники. Почти все «Виллисы» и «Студебекеры» остались на вооружении Советской армии, НКВД и различных гражданских служб. Но, как ни крути, к концу 1940-х годов их ресурс был исчерпан, и СССР потребовалось создать собственный аналог.

В 1953 году на смену Willys MB пришёл ГАЗ-69 – советский полноприводный внедорожник, разработанный Горьковским автозаводом. Он имел следующие характеристики:

  • Двигатель: 4-цилиндровый ГАЗ-20 (55 л.с.).
  • Грузоподъёмность: 500 кг.
  • Конструкция: закрытый или открытый кузов с тентом.
  • Проходимость: улучшенная по сравнению с Willys благодаря большему клиренсу и доработанной ходовой части.

ГАЗ-69 стал основным лёгким внедорожником Советской армии вплоть до 1970-х годов, когда его сменил УАЗ-469.

Заключение

Автомобиль Willys MB стал настоящей легендой Второй мировой войны, символом мобильности и надёжности. Его массовые поставки в СССР сыграли значительную роль в повышении боеспособности Красной армии. После войны Willys MB уступил место ГАЗ-69. Тем самым американский внедорожник подтолкнул развитие советского автопрома.

Сегодня Willys MB – желанный экспонат для коллекционеров, а его конструктивные решения продолжают использоваться в современных внедорожниках. Этот автомобиль остаётся символом эпохи и напоминанием о технологическом прорыве времён войны.


Text.ru - 100.00%