публичный образовательный интернет-портал

Пролив Дрейка – самый опасный морской путь в мире

1412 02/02/2025
В проливе Дрейка
Пролив Дрейка на карте
Пролив Дрейка на карте

Введение

Пролив Дрейка – это один из самых суровых и опасных морских маршрутов в мире. Он расположен между самой южной оконечностью Южной Америки и Антарктидой. Это место известно своими невероятными штормами, сильными течениями и волнами-убийцами, которые сделали его местом множества трагедий в морской истории. В данной статье мы рассмотрим, почему корабли избегают этого пролива и какие опасности таятся в этих водах.

Географическое расположение и особенности

Пролив Дрейка представляет собой узкий морской путь шириной около 800 км и длиной примерно 1 000 км. Он соединяет Атлантический и Тихий океаны, а также является основной точкой взаимодействия Южного океана. Его глубина в среднем составляет 3 400 м, что делает его одним из самых глубоких морских проходов в мире.

Главная особенность пролива – отсутствие естественных барьеров, таких как острова и материковые массивы, которые могли бы смягчать силу ветров и течений. Из-за этого он подвергается сильным циклонам и ураганным ветрам, создающим гигантские волны.

Чьим именем назван пролив?

Сэр Фрэнсис Дрейк (1540–1596) был английским мореплавателем, корсаром, адмиралом и исследователем. Он сыграл важную роль в морском противостоянии Англии с Испанией в 16-м веке.

Сэр Фрэнсис Дрейк, Маркус Герартс-младший, 1540-96
Сэр Фрэнсис Дрейк, Маркус Герартс-младший, 1540-96

Ранние годы и начало карьеры

Фрэнсис Дрейк родился в 1540 году в Крауделе (графство Девон). В юности он плавал на торговых кораблях и вскоре стал капитаном. В 1560-х годах он участвовал в рейдах против испанцев в Карибском море, где приобрел репутацию смелого корсара.

Морские экспедиции и кругосветное путешествие

В 1577 году Дрейк отправился в кругосветное путешествие, организованное при поддержке королевы Елизаветы I. Его небольшой, но крепкий, а главное, быстрый корабль назывался «Золотая лань» (Golden Hind). Корабль Дрейка раньше назывался «Пеликан», но корсар переименовал в честь фаворита королевы Кристофера Хэттона (1540–1591), на гербе которого была изображена именно золотая лань. Хэттон покровительствовал Дрейку и финансировал его плавание.

Плавание было опасным, но принесло большие результаты, в том числе, и материальные. Фрэнсис Дрейк сперва пограбил испанские города на атлантическом побережье Южной Америки. Города эти, как правило, хорошо защищались от нападения пиратов и корсаров. Но замысел Дрейка был более хитрым. Он спустился на юг американского континента и прошёл в Тихий океан через Магелланов пролив. Испанцы охраняли выход из пролива в океан, но Дрейку повезло. «Золотая лань» вышла на океанские просторы. Испанские порты на тихоокеанском побережье практически не были защищены, и уж здесь Дрейк попиратствовал на славу. Когда испанцы, наконец, собрали эскадру и пустились в погоню за английским пиратским кораблём, Дрейк смог оторваться от преследователей, воспользовавшись быстротой «Золотой лани». Его корабль поднялся далеко на север, к тому побережью, которое сейчас называется Калифорнией. Здесь Дрейк познакомился с местными жителями, починил корабль, выменял у индейцев припасы для дальнейшего путешествия, а заодно присоединил эти земли к британским владениям. Надо сказать, присоединение было чисто условным.

Королева Елизавета I посвящает Фрэнсиса Дрейка в рыцари
Королева Елизавета I посвящает Фрэнсиса Дрейка в рыцари.

Возвращаться назад вдоль западного побережья Америки было нереально. Зачем попадать в лапы испанцев? И Дрейк пересёк Тихий океан с востока на запад, выйдя к Филиппинским островам. Это была, пожалуй, самая сложная часть его путешествия.

Филиппины были испанским владением, и здесь Дрейку приходилось пробираться, скрываясь от испанских кораблей и полагаюсь на счастливую свою пиратскую судьбу.  Судьба была к нему благосклонна. Он смог возвратиться в 1580 году в родной Плимут, став первым англичанином, совершившим кругосветное плавание. Попутно Дрейк узнал, где находятся знаменитые острова пряностей. За свой подвиг он был посвящен в рыцари. Королева прибыла для этого непосредственно на палубу корабля Дрейка.

Разгром Непобедимой армады

В 1588 году Дрейк сыграл ключевую роль в победе над испанским флотом — Непобедимой армадой. Командуя английскими кораблями, он использовал тактику молниеносных атак и огненных кораблей, что привело к разгрому испанцев.

Последние годы и смерть

В 1595 году Дрейк предпринял ещё одну экспедицию против испанских колоний в Карибском море, но она завершилась неудачей. Он заболел дизентерией и умер 28 января 1596 года у берегов Панамы. Его тело было погребено в море.

Фрэнсис Дрейк был для англичан героем и первооткрывателем. Он не открыл пролив Дрейка, но уже в 20-м столетии английские моряки назвали пролив его именем. Бывает и так.

Кругосветное путешествие Дрейка
Кругосветное путешествие Фрэнсиса Дрейка

Опасности пролива Дрейка

1. Штормы и сильные ветра

Пролив Дрейка является зоной столкновения теплых и холодных воздушных масс, что приводит к образованию частых и мощных штормов. Средняя скорость ветра здесь составляет 15-20 м/с, но порывы могут достигать и более 30 м/с. Это делает навигацию крайне сложной и опасной.

2. Огромные волны

Волны в проливе Дрейка
Волны в проливе Дрейка

Из-за отсутствия суши волны в проливе могут достигать высоты 12-20 метров. Эти волны не только представляют угрозу для судов, но и вызывают экстремальную качку, которая делает невозможным нормальную работу экипажа на борту.

3. Волны-убийцы

В проливе часто встречаются так называемые волны-убийцы – гигантские волны, высота которых как минимум в два раза превышает окружающие их волны. В 2022 году одна из таких волн ударила по круизному лайнеру, убив одного человека и ранив четверых.

4. Сильные океанические течения

Антарктическое циркумполярное течение, проходящее через пролив Дрейка, переносит около 130 миллионов кубометров воды в секунду. Это делает его самым мощным океаническим течением в мире, способным раскачивать даже самые крупные суда.

Почему корабли избегают пролива Дрейка?

  1. Высокий риск затопления и аварий – В истории пролива Дрейка зарегистрировано более 800 затонувших кораблей и более 20 000 погибших моряков. Из-за этого судовладельцы стараются избегать этот маршрут.
  2. Экономическая нецелесообразность – Корабли, следующие через Панамский канал, тратят меньше топлива и избегают суровых погодных условий.
  3. Сложность навигации – Даже современные суда испытывают трудности при прохождении пролива из-за штормов и волн.
  4. Риски для экипажа и пассажиров – Морская болезнь, усталость и опасность быть смытыми волнами – обычные испытания для тех, кто пересекает пролив.

Исключения: когда корабли всё же используют пролив Дрейка?

Несмотря на все риски, пролив Дрейка остаётся важным морским маршрутом, особенно для:

  • Экспедиционных судов и круизных лайнеров, следующих в Антарктиду.
  • Крупных грузовых судов, которые не могут пройти через Панамский канал из-за своих размеров.
  • Военно-морских кораблей, патрулирующих южные рубежи.

Заключение

Пролив Дрейка остаётся одним из самых сложных и опасных морских маршрутов. Его непредсказуемые погодные условия, гигантские волны, сильные течения и волны-убийцы делают его настоящим испытанием для любого моряка. Современные технологии позволяют уменьшить риски, но по-прежнему многие суда предпочитают обходить его стороной. Однако этот регион продолжает оставаться объектом исследований, экспедиций и экстремальных испытаний для смельчаков, готовых бросить вызов природным стихиям.


Text.ru - 100.00%