Джон Норт Уиллис (John North Willys; 1873 – 1835) — американский предприниматель, один из многих, кто внёс вклад в развитие автомобильной индустрии США в начале 20-го века. Он основал компанию Willys-Overland, которая стала второй в США компанией по объёму производства автомобилей. Машины компании Виллиса до Второй мировой войны были чрезвычайно популярными у жителей США. А во время войны эта компания прославилась созданием армейских внедорожников Willys MB. Этот прославленный на поле боя автомобиль стоит у истоков легендарного бренда Jeep.
Ранние годы и начало карьеры
Джон Норт Уиллис родился 25 октября 1873 года в городе Канандаигуа, штат Нью-Йорк, в семье среднего достатка. Виллис вырос в среде, где трудолюбие и предприимчивость были необходимыми качествами для достижения успеха. С раннего возраста он проявлял интерес к коммерции, и у него это дело получалось. Парень умел продавать и завязывать связи с клиентами.
Свой первый бизнес — магазин велосипедов, он открыл будучи совсем молодым. Этот бизнес стал успешным, ведь Виллис предлагал только качественные продукты и всегда был открыт к общению с покупателями. Не удивительно, что вскоре магазин Уиллиса расширился и начал продавать также мотоциклы. В 1900-м году Джону Уиллису было 27 лет, и годовой оборот его магазина достиг полумиллиона долларов. Что дальше? Конечно, автомобили.
Начало автомобильного бизнеса
В то время автомобилей было немного, Первый автомобиль в своей жизни Уиллис увидел во время поездки в Кливленд. Увидел, и понял: вот, что заменит американцам и велосипед, и мотоцикл в качестве личного транспорта.
К 1907 году он не только продавал автомобили, но решил создать собственное автомобильное производство. В этом году Уиллис приобрел разорившуюся компанию Overland Automotive, имевшую небольшой завод по производству автомобилей в городе Толедо, штат Огайо. Купленную компанию он переименовал в Willys-Overland и перестроил производство. Под руководством Уиллиса компания Willys-Overland стала вторым по величине производителем в США. Первой была компания Форда.
Компания Willys-Overland смогла выпустить несколько успешных моделей, которые пользовались популярностью благодаря доступной цене и надежности. К 1912 году Willys-Overland выпускала более 50 тысяч автомобилей в год, что укрепило ее позиции на рынке и сделало Виллиса одним из лидеров автомобильной промышленности в Америке.
Примером одной из успешных моделей компании Willys-Overland можно считать Overland Model 59. Этот недорогой и надёжный автомобиль компания выпустила в 1912 году. Он был к тому же красивее, чем «Чёрная Лизи», которую выпускал Г. Форд, Это обеспечило ему популярность среди среднего класса. В это время автомобили становились символом нового образа жизни для множества американцев. Поняв, что он попал в точку, Уиллис сосредоточился на производстве доступных широкому кругу покупателей автомобилей и смог завоевать бо́льшую часть рынка.
Рост и успех Willys-Overland
С 1912 по 1918 годы компания начала расширять производственные мощности. Уиллис инвестировал в производство: улучшил линии сборки, внедрил передовые методы производства. К 1916 году Willys-Overland производила более 150 тысяч автомобилей ежегодно. Такой рост позволил компании удерживать стабильное положение даже во время экономической нестабильности. К 1920-м годам автомобили Willys-Overland экспортировались в несколько стран, что еще более укрепило положение компании на мировом рынке.
В 1930 году Уиллис был назначен первым послом США в Польше. Он проработал на этом посту до мая 1932 года. Вернувшись в Толедо, он обнаружил, что его компания испытывает финансовые затруднения. Великая депрессия привела к тому, что многие автопроизводители вышли из бизнеса, и большая часть роста Willys-Overland финансировалась не за счёт доходов, а посредством займов. Долго такое положение продолжаться не могло. В 1933 году Willys-Overland объявил о банкротстве. Джон Уиллис принимал активное участие в реорганизации компании, но внезапно скончался от сердечного приступа в 1935 году.
Компания же, пройдя через перестройку, смогла выжить в сложные времена и продолжала существовать и развиваться. В 1940-х годах компания снова обретет мировую известность благодаря выпуску армейских автомобилей Jeep.
История создания Jeep
История Jeep началась во времена Второй мировой войны, когда армия США нуждалась в легком, надежном и универсальном транспортном средстве для передвижения по пересечённой местности в сложных боевых условиях. В 1940 году военное руководство объявило конкурс на создание такого автомобиля, и Willys-Overland стала одной из компаний, приглашенных к участию.
Компания представила модель Willys MB, ставшую прообразом первого джипа. Willys MB был выбран армией США в качестве стандартного военного автомобиля во время Второй мировой войны благодаря следующим своим свойствам.
Мощный и экономичный двигатель
На автомобиле стоял четырёхцилиндровый двигатель, названный Willys «Go-Devil». Этот двигатель оказался достаточно мощным и надёжным, чтобы обеспечивать высокую проходимость. При этом он был экономичен и легко обслуживался.
Упрощенное производство и стандартизация
Производство автомобиля было максимально стандартизировано и упрощено. Это позволило компании выпускать автомобили большими партиями по доступным ценам. Компания Willys-Overland не только максимально стандартизировала детали, но также использовала модульный подход. Это облегчало ремонт и делало обслуживание автомобилей более быстрым.
Прочные и легкие материалы
Для повышения долговечности и маневренности автомобилей компания использовала сталь и алюминиевые элементы. Благодаря этому машина была не только прочной, но и более лёгкой. Благодаря своей прочности и лёгкости автомобили Willys-Overland прекрасно передвигались по пересеченной местности без поломок и без видимого износа.
Улучшенные трансмиссия и подвеска
Подвеска автомобиля была разработана таким образом, чтобы выдерживать большие нагрузки и компенсировать неровности поверхности. Willys MB имел систему полного привода, что обеспечивало ему устойчивость и проходимость на любых дорогах. И на бездорожье тоже. Благодаря этому Willys MB и последующие автомобили типа Jeep стали идеальными внедорожниками.
Интеграция военного и гражданского использования
Создавая военный автомобиль, компания понимала, что технологии, созданные для военных нужд, могут найти применение и на гражданском рынке. Так и вышло. После успеха Willys MB на фронтах Второй мировой войны, компания выпустила гражданскую версию автомобиля — Willys CJ, сохранив многие технические особенности оригинала: мощный двигатель и полноприводную трансмиссию. И на рынке автомобилей образовался новый сегмент: автомобили, предназначенных для фермеров, строителей и любителей приключений. В этом сегменте Willys-Overland стал первопроходцем и первооткрывателем.
Willys MB успешно победил таких конкурентов, как Ford и Bantam. После успешного тестирования военными Willys MB стал основным автомобилем армии США и вскоре получил прозвище «Джип» (Jeep). Так водители переименовали официальное название типа автомобилей, GP или «General Purpose», то есть «Универсального назначения».
Успех и наследие Jeep
Willys MB быстро стал символом военной мощи и выносливости. Этот автомобиль использовался не только для транспортировки солдат, но и как тягач, санитарный транспорт и средство разведки. После войны такой автомобиль стал популярен среди гражданских. Поэтому в 1945 году Willys-Overland представила первый гражданский автомобиль типа Jeep — модель CJ (Civilian Jeep или Гражданский Джип). Эта модель стала предшественником современных внедорожников.
Джипы зарекомендовали себя как уникальные автомобили, способные преодолевать сложные трассы и пересеченную местность. Благодаря своему военному наследию и репутации Jeep стал символом надежности и свободы. Сегодня джип – это дух приключений и возможность перемещения по бездорожью.
Влияние Willys MB на советский автопром
Willys MB оказал значительное влияние на советский автопром, став одним из самых популярных и узнаваемых автомобилей, поставленных в СССР в рамках программы ленд-лиза. Поставки Willys MB в Советский Союз начались в 1942 году, когда СССР нуждался в надежной и универсальной технике для фронта. В общей сложности в Советский Союз было поставлено более 50 000 единиц Willys MB по ленд-лизу. Этот внедорожник сыграл важную роль в войне, предоставив Красной армии маневренный транспорт небольшого размера для перевозки личного состава, техники и снабжения, а также для эвакуации раненых.
После окончания войны большое количество Willys MB осталось в СССР, где их эксплуатация продолжалась как в военной, так и в гражданской сферах. Опыт использования этого автомобиля на советских дорогах и в полевых условиях помог конструкторам и инженерам изучить особенности американского внедорожника и использовать этот опыт при разработке собственных автомобилей.
Влияние на создание советского ГАЗ-67 и ГАЗ-69
Советский автопром скопировал дизайн и конструкцию Willys MB. В результате был создан советский внедорожник ГАЗ-67, ставший легендой. После советские конструкторы создали более усовершенствованную модель, ГАЗ-69. Этот автомобиль стал основным военным внедорожником в Советском Союзе.