В 18-м веке Франция была главной державой Европы, и стремилась стать мировой империей. Поэтому по всему миру она прирастала колониальными владениями. Кроме Луизианы в Северной Америке, огромной территории, которая простиралась с севера на юг континента, от Канады до Мексиканского залива, были захвачены большие части Африки и построены форты в Индии. Но мир велик, и бóльшую часть его составляют моря и океаны. Значит, без смелых моряков не обойдёшься.
У Франции имелись и дерзкие моряки, и крепкий флот. Так что морские просторы французам были подвластны. В 1766 – 1769 годах два французских корабля, которыми командовал Луи Антуан де Бугенвилль (Louis Antoine comte de Bougainville; 1729 — 1811), совершили первое плавание вокруг земного шара, сделав немало открытий. Среди прочего, из далёкой Бразилии в Европу привезли дерево с прекрасными цветками. Дерево это прижилось в странах южной Европы, и назвали его, конечно, бугенвиллеей. Под тропическими широтами и в местах более прохладных исследователи обнаружили новые берега и земли, которые можно было осваивать и великую пользу от этого освоения получить.
Но с тех пор прошло едва ли не двадцать лет, и число открытых новых земель росло. Вперёд вырвались англичане. Знаменитый капитан Джеймс Кук совершил целых три кругосветных плавания, в результате которых Британия приросла не только новыми землями, реками, островами, но даже присовокупила к своим владениям целый континент, Австралию.
Посему французский король решил собрать новую кругосветную экспедицию. Этой экспедиция поручалось обследовать Тихий океан по следам Кука, и разыскать земли, которые можно было бы присоединить к французским заморским владениям. Командиром этой экспедицией назначили капитана и графа Жана-Франсуа Лаперуза (Jean François de Galaup, comte de La Pérouse; 1741 — около 1788)
К тому времени отважный Лаперуз повоевал в морях всех частей света. В сражении с англичанами в Бискайском заливе у бухты Киберон он был ранен и взят в плен. А во Французской Индии Лаперуз успешно прикрывал от нападения с моря одну из французских крепостей. В Индии, кстати, он познакомился со своей будущей женой, смуглянкой Элеонорой.
Он также принял участие в войне американских колоний против Англии за независимость, естественно, на стороне колонистов. За ряд побед над англичанами на юге в Карибском море, на севере, у полуострова Лабрадор и на реке Гудзон, американский Конгресс наградил Лаперуза орденом.
В 1783 году война в Северной Америке завершилась. Тогда-то Лаперуз получил очередное задание. Король Людовик XVI и военно-морской министр Франции маркиз де-Кастри поручили ему стать во главе кругосветной морской экспедиции.
Посему французский король решил собрать новую кругосветную экспедицию. Этой экспедиция поручалось обследовать Тихий океан по следам Кука, и разыскать земли, которые можно было бы присоединить к французским заморским владениям. Командиром этой экспедицией назначили капитана и графа Жана-Франсуа Лаперуза (Jean François de Galaup, comte de La Pérouse; 1741 — около 1788).
К тому времени отважный Лаперуз повоевал в морях всех частей света. В сражении с англичанами в Бискайском заливе у бухты Киберон он был ранен и взят в плен. А во Французской Индии Лаперуз успешно прикрывал от нападения с моря одну из французских крепостей. В Индии, кстати, он познакомился со своей будущей женой, смуглянкой Элеонорой.
В это время шла война американских колоний за независимость против Англии. Капитан Лаперуз участвовал и в этой войне на стороне колонистов. Его корабли воевали с англичанами и в Карибском море, и на севере, у полуострова Лабрадор и на реке Гудзон. За ряд побед над англичанами американцы наградили Лаперуза орденом Цинцинната.
В 1783 году война в Северной Америке завершилась. И славный капитан получил следующее задание. Король Людовик XVI и военно-морской министр Франции маркиз де-Кастри поручили ему возглавить кругосветную морскую экспедицию.
В 1785 два фрегата под командованием капитана Лаперуза вышли из Бреста. Французы во многом повторили маршрут капитана Кука. Они тщательно исследовали берега Тихого океана, пройдя до севера вдоль американского побережья, а потом пересекли океан и оказались на юге Китая, откуда снова стали продвигаться на север вдоль китайского, а затем и корейского берега. Здесь Лаперуз обнаружил, что острова, называемые сейчас Сахалином и Хоккайдо, разделяет широкий пролив, который он назвал своим именем, пролив Лаперуза. В честь военачальника 16 века Луи-Бальбеса де Крильона получила французское имя и южная оконечность Сахалина. Этот мыс назвали Крильон. Здесь на высоком берегу до сих пор стоит сахалинский маяк, который тоже называется Крильон.
24 января 1788 года французские корабли оказались в Ботаническом заливе, где увидели большой английский флот.
В то время никто не знал, что Сахалин – это остров. Не удалось совершить это открытие и Лаперузу. Двигаясь к северу между материком и Сахалином, Лаперуз наблюдал, что глубина моря здесь постоянно уменьшается. Он решил, что Сахалин – это полуостров, который соединяется с материком песчаным перешейком. Чтобы не посадить свои корабли на мель, Лаперуз решил не двигаться дальше. В обнаруженной здесь удобной бухте он переждал бурю, а затем повернул на юг, чтобы пройти по уже разведанному проливу дальше в океан.
Бухта, кстати, тоже не осталась неназванной французским именем. Лаперуз назвал её заливом де-Кастри. 6 сентября 1787 года корабли французской экспедиции прибыли в Петропавловск-Камчатский, откуда Лаперуз отправил одного из офицеров по суше в Париж с докладом о своём путешествии.
30 сентября 1787 года корабли Лаперуза вышли из Петропавловска и снова пересекли Тихий океан, на этот раз с севера на юг.
24 января 1788 года французские корабли оказались в Ботаническом заливе, где увидели большой английский флот. Это было начало заселения Австралии. Корабли привезли сюда из Англии, первых европейских обитателей нового континента, полторы тысячи каторжников. Кстати, среди капитанов этих плавучих тюремных судов был и капитан Джон Маршалл, в честь которого названы Маршалловы острова в Тихом океане. Один из этих островов, атолл Бикини в 1950-е годы был местом испытания американских ядерных и термоядерных бомб.
Но вернёмся в 1788 год. Это был редкий года, когда Англия и Франция не воевали между собой. Поэтому моряки двух стран встретились доброжелательно. Лаперуз передал через англичан письма во Францию, заправился свежей водой и 10 марта 1788 года вновь вышел в море. Больше его и его людей никто не видел. В Тихом океане моряки нашли свою гибель. Экспедиция Лаперуза бесследно пропала где-то в районе Новой Гвинеи.
В те годы, уход в океан, тем более в кругосветное путешествие, был сродни полёту в далёкое космическое пространство. Вести от исследователей приходили редко. В Париже получили послания от Лаперуза из Петропавловска, а после из Австралии, и ещё долго надеялись на следующее известие. Или же на то, что пропавшие моряки возвратятся к родным берегам.
Впрочем, в скором времени во Франции началась революция, и все позабыли и о дальних морях, и завоевании новых территорий. Не до создания мировой империи, не до дальних берегов, если легко потерять собственную голову! Что, в конце концов, и произошло с королём Людовиком XVI. Есть легенда, что уже на эшафоте он спросил у палача: «Нет ли вестей о Лаперузе?» Вестей не было.
Маркизу де Кастри, посылавшему Лаперуза в кругосветное путешествие, повезло больше. В самом начале революции он эмигрировал в Швейцарию, был одним из командиров дворянского отряда, который вместе с прусскими войсками участвовал в попытке вторжения в революционную Францию. Задушить революцию не удалось, и де-Кастри продолжил жизнь гостем при дворе Карла Брауншвейгского. Он скончался в 1801 году в возрасте 74 лет.
Благодаря Лаперузу имя де Кастри осталось на карте в виде двух топонимов, разнесённых едва ли не на разные концы света. Во-первых, это столица маленького островного государства Сент-Люсия, которое находится в Карибском море. Главный кормилец острова – порт с беспошлинной торговлей. Порт глубоководный, поэтому сюда регулярно заходят многопалубные круизные суда. Приезжие тратят деньги в магазинчиках и кафе на центральной улице, любуются на вечнозеленые берега и горы, а также на весёлых красивых мулатов. Ещё один доход Сент-Люсии – гражданство, которое можно купить за сравнительно небольшие деньги. Весь фокус в том, что Сент-Люсия – член британского содружества наций, и паспорт островного карибского государства разрешает свободный въезд и работу в Великобритании, Канаде, Австралии.
Залива де-Кастри в Японском море сейчас нет. В 1952 году, в ходе происходившей в то время в Советском Союзе борьбы против «иностранщины» его переименовали в залив Чихачёва, который был русским, хотя и царским, адмиралом. Но на берегу залива уже тогда был поселок, до переименования которого у московского начальства руки не дошли. Может, просто не знали они про этот посёлок.
Сейчас здесь построили крупный нефтяной терминал. Впрочем, вид у посёлка де-Кастри не радостный, и французская кликуха ему совсем не к лицу.
Про Жана-Франсуа Лаперуза, именем которого назван один из самых восточных проливов страны, советские люди не знали вплоть до 1965 года. Тогда в воскресной передаче «С добрым утром!» прозвучала весёленькая песенка, авторами которой были композитор Я. Френкель и поэт М. Танич. Песенка была посвящена славным труженикам Дальнего Востока и называлась «Ну что тебе сказать про Сахалин?». В песенке был припев со словами про «далёкий пролив Лаперуза». Песенка исполнялась три с половиной минуты, за это время припев повторялся трижды. Этого было достаточно, чтобы про пролив Лаперуза узнали все благодарные слушатели.