публичный образовательный интернет-портал

Что искал и что нашёл Генри Гудзон

1378 27/08/2024
Капитан Генрих Гудзон. Аватар ИИ
Нью-Йорк и Гудзон сверху
Вид сверху на Нью-Йорк и Гудзон

Он – не Гудзон

Как известно, один из самых крупных городов мира, Нью-Йорк, стоит на реке Гудзон. Вернее, со всех сторон омывается этой рекой, которую для европейцев открыл английский мореплаватель Генри Гудзон (Henry Hudson; ок. 1565–1611). По его имени эта река и называется.

Кириллица сыграла злую шутку с русским языком: нам приходится транскрибировать имена собственные с европейских языков, использующих латинскую письменность. И здесь царит полный волюнтаризм. И имена, и топонимы пишут русскими буквами, как бог на душу положит. Ошибки же не исправляются, а закрепляются многолетней привычкой, переходящей с годами в традицию. Немецкий поэт Хайнрих Хайне (Heinrich Heine) никогда бы не понял за что его в далёкой России обозвали Генрихом Гейне. Приблизительно такая же неразбериха произошла и с фамилией смелого моряка Хенри Хадсона.

В англоязычных странах его фамилия несомненно Хадсон. Таким образом, он был однофамильцем хозяйки дома 221б на Бейкер-стрит, в котором снимали жильё мистер Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Кстати, и фамилия приятеля известного сыщика транскрибирована по-русски неправильно. Он должен бы быть Уотсоном. 

Северо-Восточный и Северо-Западный проходы в Арктике
Северо-Восточный и Северо-Западный проходы в Арктике

Но, как уже было сказано, ошибки не исправляются, а закрепляются традицией ошибочного чтения. Вот мы и пишем вместо Хадсон Гудзон. А против традиции не попрешь. Особенно если к ошибочно читаемой фамилии привязаны несколько важных топонимов: река Гудзон, Гудзонов залив, Гудзонов пролив и четыре городка Гудзон в четырёх разных штатах. Да уж, коли привыкли называть Гудзоном, пусть Гудзоном и будет.

Ранние годы

Мы не много знаем о молодых годах Генри Гудзона. Предположительно он родился в Англии около 1565 года. В это время англичане уже стали опытными и лихими мореплавателями. Они смело уходили в океан для того, чтобы открывать новые земли в поисках новых богатств. На географических картах белых пятен было предостаточно. Работа по их стиранию продолжалась ещё 400 лет.

По-видимому, Генри Гудзон, прошёл обычный путь моряка. Начав юнгой, он, в конце концов, стал капитаном. Вся его дальнейшая жизнь была связана с морем.

Более всего мы знаем про четыре последних года его жизни. Пожалуй, если бы не плавания Генри Гудзона, которые он совершил за эти четыре года, мы бы ничего не знали о славном капитане. А так – знаем и помним.  

Северные проходы

Не только новые земли манили в те годы капитанов, но и новые пути к этим землям. Европейцы упорно искали возможность прохода из Атлантического океана в Тихий, из Европы к побережью Восточной Азии. С этой целью многие капитаны пытались обойти с севера, через арктические моря либо Азиатский континент, либо Америку. Пессимисты утверждали, что это невозможно: жестокие морозы, тяжелые льды, сплошные ледяные поля... Оптимисты возражали, что попробовать стоит. Ведь в северных широтах в течение трех месяцев солнце не уходит с неба. Вследствие этого, льды растают, вода очистится, и плавание станет возможным. Предполагаемый путь вдоль северного побережья Азии назывался Северо-Восточным проходом, а путь вокруг северного побережья Америки – Северо-Западным проходом. Капитан Генри Гудзон искал путь из Атлантики в Тихий океан сквозь льды северных морей. Здесь же он нашёл свою смерть.

Первое и второе плавания Гудзона 1607, 1608 годы
Первое и второе плавания Гудзона 1607, 1608 годы

На службе у Московской компании

«Московской компанией» называлась английская торговая компания, имевшая с 1555 года монополию на торговлю с Россией. Морская торговля велась через Архангельск. Но Московская компания была не прочь отыскать возможность торговать и со странами Дальнего Востока в обход испанских и португальских владений, то есть, через приполярные моря. По этой причине в 1607 году компания собрала корабль «Hopewell» (Добрая надежда). Корабль был небольшим, водоизмещением 80 тонн с командой в 12 человек. На этом корабле капитан Гудзон отправился в свое первое плавание по арктическим морям. В это время Гудзону было за 40 лет, и по тем временам он считался пожилым человеком и опытным моряком.

План экспедиции был самый простой: доплыть в Японию по кратчайшему пути, через Северный полюс. Приблизительно так же, напрямую, через полюс летел в Америку в 1937 году Валерий Чкалов.

Но парусный корабль – не самолёт конструктора Туполева. В начале 17-го века никто из европейцев по полярным морям не плавал, и никто не знал, какая в приполярных морях ледовая обстановка. Много надежды возлагалось на то что солнце, сияющее здесь летом круглые сутки, растопит приполярные льды, и смелые моряки сумеют за несколько месяцев проторить Северо-Восточный или Северо-Западный проход. Как повезёт. 

1 мая 1607 года Гудзон на своём корабле отплыл из городка Грейвсенд  (Gravesend), который находится ниже Лондона в устье Темзы. Он взял курс на северо-запад. В начале июня Гудзон достиг восточного берега Гренландии и двинулся вдоль него в северном направлении.

20 июня Гудзон направил свой корабль на восток, в открытое море. 17 июля была достигнута северная оконечность архипелага Шпицберген. До Северного полюса было 577 морских миль (1100 километров), но преодолеть ледяные поля и пробиться дальше на восток было невозможно. Гудзон повернул свой корабль обратно и 15 сентября возвратился в Англию.

Третье и четвёртое плавания Гудзона в 1609, 1610 годах
Третье и четвёртое плавания Гудзона в 1609, 1610 годах

Поставленная задача была не достигнута, но нельзя сказать, что плавание закончилось неудачей. Гудзон исследовал большой сектор Северного Ледовитого океана. Это крупное географическое достижение. В столь высоких широтах никто ещё не плавал. Но плавание Генри Гудзона имело и важное практическое значение: Гудзон подтвердил сведения о богатых возможностях китобойного и зверобойного промыслов в исследованной им части Северного Ледовитого океана, которую сейчас называют Гренландским морем. И английские и голландские промышленники немедленно воспользовались его указаниями. Китовый и тюлений жир были востребованы в Европе.

Такие полезные «побочные продукты» путешествий мореплавателей не редкость. Вспомним, что в 1479 году английский мореплаватель Джон Кэбот (который был итальянцем Джованни Кабото) сплавал через Атлантику к континенту, который тогда Америкой ещё не называли и открыл остров Ньюфаундленд. Но главное своё открытие он сделал на обратном пути. Это была Большая Ньюфаундлендская банка, где на относительном мелководье вода просто кишела от трески и сельди. Для вечно голодных жителей Европы эта находка была важнее нового континента.

Реплика корабля «Полумесяц» на Гудзоне напротив статуи Свободы
Реплика корабля «Полумесяц» на Гудзоне напротив статуи Свободы

Но всё же купцы «Московской компании» были недовольны. Ведь вместо решения проблемы Гудзон привёз им новые проблемы – льды в северных морях непроходимы даже летом.

Но в следующем, 1608 году Гудзону дали ещё один шанс. 22 апреля 1608 года Гудзон вышел из устья Темзы и 26 июня достиг юго-западного берега Новой Земли. Но обогнуть остров с севера он не смог. Не удалось ему пробиться на восток в Карское море. Не достигнув поставленной цели, Гудзон развернул свой корабль и 26 августа возвратился в Англию.

На службе у голландской Ост-Индской компании

«Московская компания» отказалась от услуг капитана Гудзона. Но он нашёл другого заказчика, поступив на службу организованной в 1602 году Нидерландской Ост-Индской компании. Она также была заинтересована в открытии северного морского пути для торговли с Восточной Азией. Компания подготовила для Гудзона корабль «Halve Maen» (Полумесяц) команда которого состояла из англичан и голландцев. Следует сказать, что капитан не поладил ни с теми, ни с другими. 25 марта 1609 года Гудзон вышел в плавание и направился на север, обогнул мыс Нордкап и вошёл в Баренцево море.  Вскоре корабль встретился с тяжелыми льдами. Команда была на грани бунта. Основания для того имелись. «Halve Maen» был судном небольшим, к плаванию в северных широтах не приспособленным. Экипаж жил в трюме, что, согласитесь, неуютно при минусовой или почти минусовой температуре воздуха.

Памятник Гудзону в Бронксе, Нью-Йорк
Памятник Гудзону в Бронксе, Нью-Йорк

Понимая, что продолжать плавание на восток невозможно, Гудзон принял смелое решение. Если Северо-Восточный проход отыскать не получается, надо повернуть к американскому континенту и попытаться найти проход Северо-Западный. Корабль повернул на юго-запад. В этом направлении он пересек Северную Атлантику, выдержав в пути сильный шторм, и в начале июля достиг Ньюфаундленда. Гудзон спустился ещё южнее и стал обследовать восточное побережье Северной Америки.

Здесь он обнаружил несколько водных пространств, которые в начале можно было принять за проливы, но которые оказались всё же заливами: Чесапикский и Делавэр. Исследовав их и поднявшись севернее, 3 сентября 1609 года Гудзон обнаружил ещё одно водное пространство, широкий залив и уходящий на север водный поток, то ли искомый пролив, то ли полноводную реку. Пройдя вверх по этой реке около 240 километров, Гудзон понял, что к Тихому океану его корабль она не выведет.

Это было большое открытие для всего человечества, но для капитана Гудзона – большая неудача. Пролив между океанами на этой широте отсутствовал. А мысль о том, что потомки назовут открытую реку его именем, не слишком утешала. Хотя бы потому, что мысль о славе в его голову не приходила.

Между тем, наступала осень, следовало подумать о возвращении. 4 октября 1609 года Гудзон повернул свой корабль в Голландию. Но когда он по пути в Амстердам ненадолго зашел в английский порт Дартмут, его и всех матросов-англичан с его корабля арестовали. Более того, за службу голландцам им пригрозили судом.

Последняя экспедиция

Однако, служба на иностранном флоте, хотя и не поощрялась, изменой всё же не считалась. С могущественной Ост-Индской компанией англичане тоже ссориться не стали. Корабль «Halve Maen», судовой журнал и карты были возвращены голландцам. Открытые английским капитаном земли стали собственностью голландской компании.

Уже в следующем году на большом острое в устье реки, открытой Гудзоном, голландцы организовали колонию Новый Амстердам и начали торговлю с местными жителями. На ножи, стеклянные бусы и зеркала они выменивали у индейцев бобровые шкуры, очень ценившиеся в дождливой Европе, где из них делали непромокаемые шляпы.

Но не только бобровыми шкурками прославился голландский форпост, а тем, что здесь была произведена одна из самых удачных сделок во всемирной истории. Весь большой остров, на южном краю которого были построены фактория и посёлок, индейцы обменяли на товары, общая стоимость которых была по тогдашним ценам 60 гульденов. В переводе на сегодняшние цены это около 700 долларов. Нынешняя оценка земли острова, который сегодня называется Манхеттен, – 49 миллиардов долларов.

Мост Генри Гудзона, Бронкс, Нью-Йорк
Мост Генри Гудзона, Бронкс, Нью-Йорк

А Генри Гудзона уже в 1610 году взяла на службу Английская Ост-Индская компания. Для поисков Северо-Западного прохода ему дали небольшое судно «Discovery» (Открытие) водоизмещением 55 тонн с командой в 23 человека.

17 апреля 1610 года корабль вышел в плавание. На этот раз Гудзон отправился на северо-запад. Пройдя Исландию и восточный берег Гренландии, он начал спускаться на юг и, в конце концов 5 июля нашёл большой пролив, который впоследствии будет назван Гудзоновым.

3 августа 1610 года пролив, которым медленно шёл корабль, расширился и моряки увидели широкое водное пространство. Неужели это ожидаемый проход в Тихий океан?

Нет, Гудзона снова поджидала неудача. Пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 километров, моряки уткнулись в берег. Пролив оказался заливом!

Стоял ноябрь. Залив покрылся льдами. Дорога назад была закрыта, и морякам предстояла зимовка. Это была неудача. Но зимовку экипаж выдержал. Топлива вокруг было достаточно, а благодаря охоте на птиц хватило и еды.

В середине июня следующего, 1611 года «Discovery» починили и спустили на воду. Генри Гудзон стремился продолжить экспедицию, но в команде зрело недовольство, и через неделю вспыхнул бунт. 22 июня бунтовщики посадили в лодку Генри Гудзона с мальчиком-сыном, помощника штурмана, еще шесть человек, верных капитану, и оставили их на произвол судьбы. Исход был почти ясен. В холодных северных широтах без продовольствия и оружия не выжить.

Посмертная слава

Еще в течение нескольких лет европейские капитаны входили в Гудзонов залив через Гудзонов пролив, исследуя его и пытаясь отыскать здесь северо-западный проход в Тихий океан. Но поиски оказались безуспешными. Никакого Северо-Западного прохода в более или менее ласковых широтах не оказалось. Окончательно это стало ясно в конце 18-го века после плавания вдоль тихоокеанского побережья Америки капитана Джорджа Ванкувера. Мечта о том, чтобы пройти из Атлантики в Тихий океан была похороненной. Надежда, как ей водится, умерла последней. Даже позже капитана Гудзона.

История Гудзона — это история мужества и упорства в борьбе с природными стихиями и неизвестностью. Все его попытки найти путь в Азию по северным морям оказались безуспешными, но его открытия значительно расширили знания о мире и сильно способствовали дальнейшему освоению Северной Америки.

Гудзон так и не достиг своей цели. Несмотря на это, его имя осталось в истории, а особенно, в географии. В его честь названо много топонимов: Гудзонов пролив, Гудзонов залив, река Гудзон, четыре города и округ в США. Кстати, округ Гудзон в штате Нью-Джерси находится на берегу реки Гудзон, напротив острова Манхеттен и находящегося на нём Нью-Йорка. В Нью-Йорке также есть мост Гудзона, а рядом в парке Гудзона воздвигнут памятник знаменитому моряку. Конечно, не следует искать в этом памятнике портретного сходства. Все портреты и изображения Генри Гудзона – вымышленные. Он ведь принадлежал к тому классу англичан, с которых портреты не рисовали. Да и сами они совсем не мечтали о славе и не горели желанием оставить своё изображение потомкам.


Text.ru - 100.00%