Он – не Гудзон
Как известно, один из самых крупных городов мира, Нью-Йорк, стоит на реке Гудзон. Вернее, со всех сторон омывается этой рекой, которую для европейцев открыл английский мореплаватель Генри Гудзон (Henry Hudson; ок. 1565–1611). По его имени эта река и называется.
Кириллица сыграла злую шутку с русским языком: нам приходится транскрибировать имена собственные с европейских языков, использующих латинскую письменность. И здесь царит полный волюнтаризм. И имена, и топонимы пишут русскими буквами, как бог на душу положит. Ошибки же не исправляются, а закрепляются многолетней привычкой, переходящей с годами в традицию. Немецкий поэт Хайнрих Хайне (Heinrich Heine) никогда бы не понял за что его в далёкой России обозвали Генрихом Гейне. Приблизительно такая же неразбериха произошла и с фамилией смелого моряка Хенри Хадсона.
В англоязычных странах его фамилия несомненно Хадсон. Таким образом, он был однофамильцем хозяйки дома 221б на Бейкер-стрит, в котором снимали жильё мистер Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Кстати, и фамилия приятеля известного сыщика транскрибирована по-русски неправильно. Он должен бы быть Уотсоном.
Но, как уже было сказано, ошибки не исправляются, а закрепляются традицией ошибочного чтения. Вот мы и пишем вместо Хадсон Гудзон. А против традиции не попрешь. Особенно если к ошибочно читаемой фамилии привязаны несколько важных топонимов: река Гудзон, Гудзонов залив, Гудзонов пролив и четыре городка Гудзон в четырёх разных штатах. Да уж, коли привыкли называть Гудзоном, пусть Гудзоном и будет.
Ранние годы
Мы не много знаем о молодых годах Генри Гудзона. Предположительно он родился в Англии около 1565 года. В это время англичане уже стали опытными и лихими мореплавателями. Они смело уходили в океан для того, чтобы открывать новые земли в поисках новых богатств. На географических картах белых пятен было предостаточно. Работа по их стиранию продолжалась ещё 400 лет.
По-видимому, Генри Гудзон, прошёл обычный путь моряка. Начав юнгой, он, в конце концов, стал капитаном. Вся его дальнейшая жизнь была связана с морем.
Более всего мы знаем про четыре последних года его жизни. Пожалуй, если бы не плавания Генри Гудзона, которые он совершил за эти четыре года, мы бы ничего не знали о славном капитане. А так – знаем и помним.
Северные проходы
Не только новые земли манили в те годы капитанов, но и новые пути к этим землям. Европейцы упорно искали возможность прохода из Атлантического океана в Тихий, из Европы к побережью Восточной Азии. С этой целью многие капитаны пытались обойти с севера, через арктические моря либо Азиатский континент, либо Америку. Пессимисты утверждали, что это невозможно: жестокие морозы, тяжелые льды, сплошные ледяные поля... Оптимисты возражали, что попробовать стоит. Ведь в северных широтах в течение трех месяцев солнце не уходит с неба. Вследствие этого, льды растают, вода очистится, и плавание станет возможным. Предполагаемый путь вдоль северного побережья Азии назывался Северо-Восточным проходом, а путь вокруг северного побережья Америки – Северо-Западным проходом. Капитан Генри Гудзон искал путь из Атлантики в Тихий океан сквозь льды северных морей. Здесь же он нашёл свою смерть.
На службе у Московской компании
«Московской компанией» называлась английская торговая компания, имевшая с 1555 года монополию на торговлю с Россией. Морская торговля велась через Архангельск. Но Московская компания была не прочь отыскать возможность торговать и со странами Дальнего Востока в обход испанских и португальских владений, то есть, через приполярные моря. По этой причине в 1607 году компания собрала корабль «Hopewell» (Добрая надежда). Корабль был небольшим, водоизмещением 80 тонн с командой в 12 человек. На этом корабле капитан Гудзон отправился в свое первое плавание по арктическим морям. В это время Гудзону было за 40 лет, и по тем временам он считался пожилым человеком и опытным моряком.
План экспедиции был самый простой: доплыть в Японию по кратчайшему пути, через Северный полюс. Приблизительно так же, напрямую, через полюс летел в Америку в 1937 году Валерий Чкалов.
Но парусный корабль – не самолёт конструктора Туполева. В начале 17-го века никто из европейцев по полярным морям не плавал, и никто не знал, какая в приполярных морях ледовая обстановка. Много надежды возлагалось на то что солнце, сияющее здесь летом круглые сутки, растопит приполярные льды, и смелые моряки сумеют за несколько месяцев проторить Северо-Восточный или Северо-Западный проход. Как повезёт.
1 мая 1607 года Гудзон на своём корабле отплыл из городка Грейвсенд (Gravesend), который находится ниже Лондона в устье Темзы. Он взял курс на северо-запад. В начале июня Гудзон достиг восточного берега Гренландии и двинулся вдоль него в северном направлении.
20 июня Гудзон направил свой корабль на восток, в открытое море. 17 июля была достигнута северная оконечность архипелага Шпицберген. До Северного полюса было 577 морских миль (1100 километров), но преодолеть ледяные поля и пробиться дальше на восток было невозможно. Гудзон повернул свой корабль обратно и 15 сентября возвратился в Англию.
Поставленная задача была не достигнута, но нельзя сказать, что плавание закончилось неудачей. Гудзон исследовал большой сектор Северного Ледовитого океана. Это крупное географическое достижение. В столь высоких широтах никто ещё не плавал. Но плавание Генри Гудзона имело и важное практическое значение: Гудзон подтвердил сведения о богатых возможностях китобойного и зверобойного промыслов в исследованной им части Северного Ледовитого океана, которую сейчас называют Гренландским морем. И английские и голландские промышленники немедленно воспользовались его указаниями. Китовый и тюлений жир были востребованы в Европе.
Такие полезные «побочные продукты» путешествий мореплавателей не редкость. Вспомним, что в 1479 году английский мореплаватель Джон Кэбот (который был итальянцем Джованни Кабото) сплавал через Атлантику к континенту, который тогда Америкой ещё не называли и открыл остров Ньюфаундленд. Но главное своё открытие он сделал на обратном пути. Это была Большая Ньюфаундлендская банка, где на относительном мелководье вода просто кишела от трески и сельди. Для вечно голодных жителей Европы эта находка была важнее нового континента.
Но всё же купцы «Московской компании» были недовольны. Ведь вместо решения проблемы Гудзон привёз им новые проблемы – льды в северных морях непроходимы даже летом.
Но в следующем, 1608 году Гудзону дали ещё один шанс. 22 апреля 1608 года Гудзон вышел из устья Темзы и 26 июня достиг юго-западного берега Новой Земли. Но обогнуть остров с севера он не смог. Не удалось ему пробиться на восток в Карское море. Не достигнув поставленной цели, Гудзон развернул свой корабль и 26 августа возвратился в Англию.
На службе у голландской Ост-Индской компании
«Московская компания» отказалась от услуг капитана Гудзона. Но он нашёл другого заказчика, поступив на службу организованной в 1602 году Нидерландской Ост-Индской компании. Она также была заинтересована в открытии северного морского пути для торговли с Восточной Азией. Компания подготовила для Гудзона корабль «Halve Maen» (Полумесяц) команда которого состояла из англичан и голландцев. Следует сказать, что капитан не поладил ни с теми, ни с другими. 25 марта 1609 года Гудзон вышел в плавание и направился на север, обогнул мыс Нордкап и вошёл в Баренцево море. Вскоре корабль встретился с тяжелыми льдами. Команда была на грани бунта. Основания для того имелись. «Halve Maen» был судном небольшим, к плаванию в северных широтах не приспособленным. Экипаж жил в трюме, что, согласитесь, неуютно при минусовой или почти минусовой температуре воздуха.
Понимая, что продолжать плавание на восток невозможно, Гудзон принял смелое решение. Если Северо-Восточный проход отыскать не получается, надо повернуть к американскому континенту и попытаться найти проход Северо-Западный. Корабль повернул на юго-запад. В этом направлении он пересек Северную Атлантику, выдержав в пути сильный шторм, и в начале июля достиг Ньюфаундленда. Гудзон спустился ещё южнее и стал обследовать восточное побережье Северной Америки.
Здесь он обнаружил несколько водных пространств, которые в начале можно было принять за проливы, но которые оказались всё же заливами: Чесапикский и Делавэр. Исследовав их и поднявшись севернее, 3 сентября 1609 года Гудзон обнаружил ещё одно водное пространство, широкий залив и уходящий на север водный поток, то ли искомый пролив, то ли полноводную реку. Пройдя вверх по этой реке около 240 километров, Гудзон понял, что к Тихому океану его корабль она не выведет.
Это было большое открытие для всего человечества, но для капитана Гудзона – большая неудача. Пролив между океанами на этой широте отсутствовал. А мысль о том, что потомки назовут открытую реку его именем, не слишком утешала. Хотя бы потому, что мысль о славе в его голову не приходила.
Между тем, наступала осень, следовало подумать о возвращении. 4 октября 1609 года Гудзон повернул свой корабль в Голландию. Но когда он по пути в Амстердам ненадолго зашел в английский порт Дартмут, его и всех матросов-англичан с его корабля арестовали. Более того, за службу голландцам им пригрозили судом.
Последняя экспедиция
Однако, служба на иностранном флоте, хотя и не поощрялась, изменой всё же не считалась. С могущественной Ост-Индской компанией англичане тоже ссориться не стали. Корабль «Halve Maen», судовой журнал и карты были возвращены голландцам. Открытые английским капитаном земли стали собственностью голландской компании.
Уже в следующем году на большом острое в устье реки, открытой Гудзоном, голландцы организовали колонию Новый Амстердам и начали торговлю с местными жителями. На ножи, стеклянные бусы и зеркала они выменивали у индейцев бобровые шкуры, очень ценившиеся в дождливой Европе, где из них делали непромокаемые шляпы.
Но не только бобровыми шкурками прославился голландский форпост, а тем, что здесь была произведена одна из самых удачных сделок во всемирной истории. Весь большой остров, на южном краю которого были построены фактория и посёлок, индейцы обменяли на товары, общая стоимость которых была по тогдашним ценам 60 гульденов. В переводе на сегодняшние цены это около 700 долларов. Нынешняя оценка земли острова, который сегодня называется Манхеттен, – 49 миллиардов долларов.
А Генри Гудзона уже в 1610 году взяла на службу Английская Ост-Индская компания. Для поисков Северо-Западного прохода ему дали небольшое судно «Discovery» (Открытие) водоизмещением 55 тонн с командой в 23 человека.
17 апреля 1610 года корабль вышел в плавание. На этот раз Гудзон отправился на северо-запад. Пройдя Исландию и восточный берег Гренландии, он начал спускаться на юг и, в конце концов 5 июля нашёл большой пролив, который впоследствии будет назван Гудзоновым.
3 августа 1610 года пролив, которым медленно шёл корабль, расширился и моряки увидели широкое водное пространство. Неужели это ожидаемый проход в Тихий океан?
Нет, Гудзона снова поджидала неудача. Пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 километров, моряки уткнулись в берег. Пролив оказался заливом!
Стоял ноябрь. Залив покрылся льдами. Дорога назад была закрыта, и морякам предстояла зимовка. Это была неудача. Но зимовку экипаж выдержал. Топлива вокруг было достаточно, а благодаря охоте на птиц хватило и еды.
В середине июня следующего, 1611 года «Discovery» починили и спустили на воду. Генри Гудзон стремился продолжить экспедицию, но в команде зрело недовольство, и через неделю вспыхнул бунт. 22 июня бунтовщики посадили в лодку Генри Гудзона с мальчиком-сыном, помощника штурмана, еще шесть человек, верных капитану, и оставили их на произвол судьбы. Исход был почти ясен. В холодных северных широтах без продовольствия и оружия не выжить.
Посмертная слава
Еще в течение нескольких лет европейские капитаны входили в Гудзонов залив через Гудзонов пролив, исследуя его и пытаясь отыскать здесь северо-западный проход в Тихий океан. Но поиски оказались безуспешными. Никакого Северо-Западного прохода в более или менее ласковых широтах не оказалось. Окончательно это стало ясно в конце 18-го века после плавания вдоль тихоокеанского побережья Америки капитана Джорджа Ванкувера. Мечта о том, чтобы пройти из Атлантики в Тихий океан была похороненной. Надежда, как ей водится, умерла последней. Даже позже капитана Гудзона.
История Гудзона — это история мужества и упорства в борьбе с природными стихиями и неизвестностью. Все его попытки найти путь в Азию по северным морям оказались безуспешными, но его открытия значительно расширили знания о мире и сильно способствовали дальнейшему освоению Северной Америки.
Гудзон так и не достиг своей цели. Несмотря на это, его имя осталось в истории, а особенно, в географии. В его честь названо много топонимов: Гудзонов пролив, Гудзонов залив, река Гудзон, четыре города и округ в США. Кстати, округ Гудзон в штате Нью-Джерси находится на берегу реки Гудзон, напротив острова Манхеттен и находящегося на нём Нью-Йорка. В Нью-Йорке также есть мост Гудзона, а рядом в парке Гудзона воздвигнут памятник знаменитому моряку. Конечно, не следует искать в этом памятнике портретного сходства. Все портреты и изображения Генри Гудзона – вымышленные. Он ведь принадлежал к тому классу англичан, с которых портреты не рисовали. Да и сами они совсем не мечтали о славе и не горели желанием оставить своё изображение потомкам.