Кое-кто до сих пор считает, что автомобиль – любимая мужская игрушка. Может быть, и игрушка, может быть, и любимая. Но те, кто хоть немного знает историю развития автомобилей, с налёту назовёт имена по крайней мере двух женщин, внесших значительный вклад в появление этого вида транспорта.
Имя одной из них, Мерседес Елинек, до сих пор носят немецкие автомобили компании «Мерседес-Бенц». И до сих пор множество мужчин мечтают прокатиться на могучем, быстром и красивом «Мерсе».
С Карлом Бенцем связано и другое женское имя, важное для истории автомобилей. Карл Бенц, как известно, изобрёл автомобиль. Изобрёл и сам собрал в своём сарае. Но Карл был перфекционист: он стремился «выловить всех блох» и бесконечно откладывал показ своего изобретения широкой публике, нарушая тем самым знаменитый принцип Парето, гласящий, что «отлов блох», то есть доведение любого проекта до совершенства, занимает слишком много времени (около 80%). Между тем, рабочая (и практически годная к демонстрации) модель создаётся гораздо быстрее, за 20% времени, отведённого на весь проект.
И вот 5 августа 1888 года Берта Бенц с двумя своими сыновьями выкатила из семейного сарая автомобиль (первый в мире автомобиль!) и отправилась на нём в путешествие к бабушке. Бабушка жила неподалёку в городке Пфорцхайм. Это в 50 километрах от Мангейма, где проживали Бенцы. Недалеко? Как сказать!
Берта Бенц управляла автомобилем, а сыновья при случае подталкивали транспорт, если приходилось преодолевать крутой подъём. Один раз экипаж заправили бензином, купив его по пути в аптеке. Бензин тогда продавали, как средство для очистки тканей от грязи. Ещё раз у машины порвался приводной кожаный ремень, и Берта Бенц починила его с помощью английской булавки. Короче говоря, путешествие было испытательной поездкой, а Берта Бенц, с Божьей помощью, стала первым водителем-испытателем автомобилей.
Более того, решительный поступок жены вдохновил Карла Бенца: его изобретение – не глупая причуда. Автомобиль выдержал серьёзное испытание, и показал себя не хуже, чем лошадь. Значит, его можно предъявлять уважаемой публике. И продавать тоже.
Но про достижение Берты Бенц неблагодарные мужчины забыли. И в начале 1920-х годов считалось, что водитель – профессия мужская. Ведь вождение тогдашних автомобилей требовало значительных физических усилий. Автомобили не имели гидроусилителя руля. Чтобы повернуть требовалось налечь на рулевое колесо из всех сил. Не было и усилителей тормозов, то есть, и рычаг ручного тормоза приходилось затягивать покрепче. Предполагалось, что слабый пол не в силах будет управлять грубой самобеглой коляской. К тому же требовалось хорошо знать работу двигателя и контролировать множество факторов, определяющих эту работу. Считалось, что для женского ума такая задача непосильна. Хотя, как говорят нам психологи, именно женщина достаточно спокойно может работать в «мультизадачном» режиме, мужчине же свойственно сосредотачиваться на одной задаче. Но в любом случае, в начале 20-го века считалось, что автомобили предназначены исключительно для мужской публики. А место женщины – сбоку, на пассажирском сидении.
И вот в 1922 году Андре Ситроен создал первый в мире автомобиль, предназначенный для женщин. Этот автомобиль назывался 5CV. или «лимончик», поскольку авто было небольшого размера и первоначально эти машины выпускались с кузовом только фирменного жёлтого цвета. «Лимончик», официальное название которого было CITROËN 5 CV, компания представила на Парижском автосалоне 1922 года. По ряду причин этот автомобиль стал первым, который официально и полуофициально называли «женским». Почему?
Андре Ситроен всегда чутко относился к требованиям потребителей. И в то время как другие автопроизводители создавали дорогие и эксклюзивные автомобили, явно для водителей-мужчин, он решил обеспечить средством передвижения молодых людей и женщин. У этой публики прежде не было возможности иметь свою машину. CITROËN 5CV была сконструирована так, чтобы и непрофессионалы почувствовали себя за рулём уверенно и комфортно. А передовой дизайн делал машину красивой и просто призывал её купить. CITROËN 5CV стал первым автомобилем в Европе, рассчитанным на массового покупателя: красивый, удобный, лёгкий в управлении и относительно недорогой. Дешевизна автомобиля была обусловлена не чрезмерным упрощением во вред качеству, а массовым конвейерным производством. Первым в Европе, кстати. У «лимончика» при небольшом весе был 4-цилиндровый двигатель мощностью 5 лошадиных сил (по-французски 5CV), не требовавший сложного технического обслуживания. Небольшой вес и узкие шины сделали движение автомобиля плавным, а управление лёгким. Для нажатия на педаль тормоза не было нужды иметь сильные ноги спортсмена. Тормоз был послушен лёгкому нажатию лёгкой ножки.
Вскоре дамы полюбили «Лимончик», и в результате даже произошла небольшая социальная революция того времени.
В начале 1930-х годов женщины ещё не имели избирательного права, хотя прошедшая Первая мировая война во многом уравняла их с мужчинами. В первую очередь в том, что женщины заняли на заводах место ушедших на войну мужчин. И вдруг оказалось, что не так уж много в тогдашнем производстве было «чисто мужской» работы, требующей больших физических усилий. На заводе А. Ситроена, который во время Первой мировой войны производил шрапнельные снаряды, женщины заменили мужчин практически во всех цехах. Андре Ситроен, будучи уверенным в том, что вложения в социальную сферу оправдываются, построил на своём предприятии детские сады и ясли, столовые и душевые. Женщинам, работавшим на заводе Ситроена даже доплачивали за грудное вскармливание ребёнка. Нечего и говорить, что это способствовало увеличению производительности труда. Женщины работали лучше мужчин, особенно на конвейере.
Так вот, развернувшаяся реклама Citroën 5CV, в которой «Лимончик» объявлялся автомобилем для женщин, выдвинула на первый план проблему равноправия женщин во Франции. Цель заключалась в том, чтобы подчеркнуть: новая модель так хорошо спроектирована, что женщины будут чувствовать себя за рулём комфортно, а значит, могут водить и иметь собственный автомобиль.
Женщины отреагировали на рекламу, продажи Citroën 5CV пошли вверх. Сначала 1922 года эти автомобили предлагались исключительно в двухместной версии «Torpedo» с кузовом, окрашенным в яркий желтый цвет, с черными крыльями. Но это была первая машина, в которой предполагалось, что в кресле рядом с водителем будет сидеть мужчина, бывший повелитель моторов. В следующем году появилась версия «Cabriolet». В этой машине опять было два сиденья, но она выпускалась синего цвета, а прошлогодний «Torpedo» поменял лимонно-жёлтый цвет на элегантный бордовый. Наконец, с 1925 года Citroën 5CV появился трёхместный автомобиль с двумя креслами спереди и одним сзади. Эту модель называли «Трилистник».
Компания «Ситроен» сделала вывод о том, что образ женщины на рекламе повышает объём продаж. Сейчас, вероятно, это кажется само собой разумеющимся. Но тогда это было серьёзное открытие. Женщины продолжали появляться на рекламе автомобилей «Ситроен» и в следующем году. И послевоенную рекламу дешёвого «автомобиля для всех», CV2, женщины тоже украшали.
Андре Ситроен не забыл в своей рекламной компании и детей. В 1925 году в продажу поступил педальный автомобиль для детей Citroënette 5CV («Ситроенчик»). Вот уж, «Ситроену», как любви, оказались все возрасты покорны!