публичный образовательный интернет-портал

С Пятой авеню за облака? Невозможно пока!

1372 05/07/2024
Эмпайр Стейт Билдинг и дирижабль «Граф Цеппелин»
Эмпайр Стейт билдинг в Нью-Йорке
Эмпайр Стейт билдинг в Нью-Йорке

Всем небоскрёбам небоскрёб

Когда-то Джордж Вашингтон назвал штат Нью-Йорк имперским штатом (Empire state). Так его с тех пор и называют. Поэтому самое высокое здание (building) в городе Нью-Йорке назвали Эмпайр Стейт Билдинг.

Здание это, действительно, потрясающее. Оно расположено в середине острова Манхэттен и занимает половину квартала между 5-й и 6-й авеню и между 34-й и 35-й улицей, вздымаясь вверх на 443.2 метра или же на 102 этажа плюс ещё шестидесятиметровый шпиль. Строительство такого огромного здания требовало большого числа рабочих, что в разгар Великой депрессии было очень кстати, ведь на строительстве получили работу 3400 рабочих, а также несколько сотен строителей-монтажников стальных конструкций.

Строительство началось 17 марта 1930 года, в День Святого Патрика. Стройка шла быстрыми темпами. Здание построили всего 410 дней. За неделю поднимали четыре с половиной этажа, а в самый интенсивный период 14 этажей возвели всего за 10 дней. Стахановцам такие американские скорости, да и такое американское качество даже не снились! 

К слову о стахановцах. Эмпайр Стейт Билдинг открыли 1 мая 1931 года, будто бы, по советской традиции, к пролетарскому празднику. Президент Герберт Гувер ввёл небоскрёб в эксплуатацию дистанционно. Сидя у себя в овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне, он нажал кнопку, и в далёком Нью-Йорке башня на Пятой авеню осветилась огнями. Здание было построено в модном тогда стиле ар-деко, отличавшимся строгой красотой, симметричными простыми невычурными формами и геометрическими украшениями и узорами, составленными из прямых линий и простых форм. Стиль ар-деко олицетворял рост промышленности, сопровождавшийся роскошью и богатством.

Всего через два года про Эмпайр Стейт билдинг узнали даже те, кто были не сильно грамотные. В фильме «Кинг-Конг» огромная горилла забралась на самый верх самого высокого здания в мире и отмахивалась оттуда от нападавших на неё аэропланов. Так что после того, как фильм просмотрели миллионы людей, самый высокий нью-йоркский небоскрёб стал всеми узнаваем и сделался культовым сооружением.  И прибыльной туристической достопримечательностью, заметим. Смотровая площадка с круговым обзором на крыше уже в первый год принесла хозяевам здания 2 миллиона долларов. Это было больше, чем сумма аренды помещений в небоскрёбе! Оказывается, что слава вполне себе монетизируема.

История и «Астория»

Джон Джекоб Астор I
Джон Джекоб Астор I

Когда стоишь в самом центре огромного города Нью-Йорка, иногда кажется, что здесь небоскрёбы были от основания мира. На самом деле, ещё в начале 19-го века здесь расстилались поля да стояли леса. Небольшой участок площадью 2 акра в 1827 году здесь купил Джон Джейкоб Астор. Это был замечательный человек и в истории США, и в истории Нью-Йорка. Эмигрант из Германии, он стал первым американским миллионером.

Начало богатству Астора положила торговля мехом, которую он организовал на восточных территориях, в основном в Орегоне. В специально организованных там факториях, которые называли «асториями» у охотников принимали меха, давая взамен необходимые товары: оружие, боеприпасы, продовольствие и выпивку.

Заработав свой первый миллион долларов, Астор занялся покупкой недвижимости и земельных участков на Манхэттене. Город только выходил из пределов Нижнего Манхэттена. Купленные «в чистом поле» участки вскоре повысились в цене. Богатство семейства Асторов соответственно повысилось. Как говорится, деньги к деньгам идут.

Тридцать лет спустя сыновья Джона Джейкоба, Джон и Уильям, построили на этом участке два особняка. Уильям женился на Каролине Уэбстер Скермехорн, представительнице старинного голландского рода. В конце 1880 годов племянник Каролины, Уильям Уолдорф Астор, унаследовавший один из особняков, решил построить на этом месте современный, по стандартам конца 19-го века отель. По имени немецкой деревни, из которой происходил основатель семейства отель был назван «Уолдорф».

Отель – это отель. Особенно большой, первоклассный. Это шум, это швейцары в ливреях, это снующие вокруг служители, экипажи, музыка, крики по ночам… Жизнь рядом с «Уолдорфом» быстро надоела тётушке. Она обиделась на племянника, оставила дом своему сыну Джону и съехала в другое место.

Старое здание гостиницы «Уолдорф Астория»
Старое здание гостиницы «Уолдорф Астория»

Джон Астор знал, что будет пользоваться спросом в уже оформлявшемся центре Манхэттена. В 1893 году он построил на месте особняка гостиницу, которую назвала «Астория». Конкуренция, конечно, двигатель экономики. Но двоюродные братья Асторы между собой конкурировать не стали. Произошло семейное слияние, в результате которого обе гостиницы превратились в большой многоэтажный комплекс, занимавший целый квартал. Гостиницу назвали «Уолдорф-Астория». А чтобы не было споров на тему, какое из двух имён главнее, кузены решили поставить между двумя названиями не тире, а знак равенства: «Уолдорф=Астория». В гостинице было два кирпичных корпуса, в 11 и в 16 этажей. В последнем десятилетии 19-го века, в самом начале эры возведения небоскрёбов, кирпичные здания всё ещё казались символом уюта и устойчивой, немного консервативной, красоты. Оба корпуса были построены в стиле немецкого ренессанса. В объединённое гостинице было 1300 номеров и 40 залов, что делало «Уолдорф-Асторию» самым большим гостиничным комплексом Нью-Йорка. Она тут же стала не только роскошной и технически передовой гостиницей, но и местом, в холлах которой по вечерам собирались лучшие люди Нью-Йорка и где давались лучшие балы и концерты.

Но, как известно, прогресс не остановить. Небоскрёбы наступали. В 1929 году гостиница «Уолдорф-Астория» переехала в новое здание на Парк авеню, между 49 и 50 улицами. Она эта находится там и сегодня.

А на освободившемся месте возвели Эмпайр Стейт Билдинг, который на 40 лет стал самым высоким зданием Нью-Йорка. Длительное время этот небоскрёб был и самым высоким зданием в мире. Эмпайр Стейт Билдинг стал символом Нью-Йорка, символом Соединенных Штатов и ​символом американской культуры (да и техники, пожалуй, тоже).

Здание было построено не только красиво, но и в высшей мере качественно и прочно. В 1945 году военный самолет врезался в 80-й этаж Эмпайр-стейт-билдинг и почти не причинил ущерба постройке.

В 1964 году на башне были установлены прожекторы. С тех пор каждый вечер вершина небоскрёба подсвечивается различными цветами в зависимости от дня недели, праздника или памятных дат. Знатоки советуют, гуляя по вечерам, обращать внимание на расцветку Эмпайр Стейт Билдинг. Классное зрелище!

Самое высокое здание Нью-Йорка (ну, или второе по высоте после башни Всемирного торгового центра) – хороший ориентир, поставленный в центре Манхэттена и видный отовсюду.

Дансинг в Уолдорф Астория, Генри Соулен (Henry Soulen), 1896
Дансинг в Уолдорф Астория, Генри Соулен (Henry Soulen), , 1896

Гонка небоскрёбов

Высоту небоскрёба можно измерять двояко: либо до уровня крыши, либо до самой высокой точки, если архитекторы и строители задумают увенчать здание шпилем или вышкой. Эмпайр Стейт билдинг – не исключение. Его высота по крыше – 381 метр, а по верхушке установленного на нём шпиля – 443.2 метра. Таким образом, шпиль добавляет к высоте небоскрёба ещё 62.2 метра. Немало! Особенно для рекламных целей.

Реклама для небоскрёба – дело очень важное, поскольку эти здания строятся для того, чтобы сдавать свою площадь в наём. Тем и оправдываются многомиллионные затраты на строительство. В здание известное съёмщики придут охотнее. Но могут и не прийти… Например, тот же Эмпайр Стейт билдинг длительное время после его пафосного открытия называли «Пустой-стейт-билдинг» (Empty State Building), поскольку целых десять лет там имелись не сданные помещения.

И всё же желающих поселить свою компанию в здании «с историей» было много. По такой построить самое высокое здание если не в мире, то в Нью-Йорке было большим инженерно-техническим вызовом, который сопровождался внушительным рекламным призом. Бороться за выигрыш в «гонке небоскрёбов» имело смысл. Поэтому в конце 1920-х – в начале 1930-х годов между несколькими небоскрёбами, строившимся в Нью-Йорке, развернулась настоящая гонка: какой из них поднимется выше?  

Первым вступил в гонку небоскрёб, который возводили в Нижнем Манхеттене на улице Уолл-стрит, 40. Это 70-этажное здание построили, как положено, очень быстро и завершили в 1930-м году. Сейчас это здание куплено Дональдом Трампом и называется Трамп билдинг.

Дирижабль «Гинденбург» над Нью-Йорком
Дирижабль «Гинденбург» над Нью-Йорком

В то время, как строился небоскрёб на Уолл-стрит 40, самым высоким зданием в Нью-Йорке был Вулворт билдинг, построенный в 1913 году. Высота этого псевдоготического здания, которое называли даже храмом коммерции, достигала 241 метра. Строители нового небоскрёба подняли этажность здания до 70 этажей. При этом высота здания по вершине башни должна была оказаться 282.5 метра. Таким образом, они не только обгоняли старика Вулворта, но даже на целых полметра обходили строящееся вдалеке вычурное задание небоскрёба, строительство которого финансировал автомобильный король Уолтер Перси Крайслер, чтобы разместить в нём штаб своей компании. Высота Крайслер-билдинга составляла по проекту 282 метров. Как говорится, мелочь, а приятно. 1 мая 1930 года, когда было завершено возведение небоскрёба, его проектировщики считали себя победителями в гонке к небесам.  

Однако после этого архитекторы, строившие, Крайслер-билдинг применили своё тайное оружие. Не афишируя своих планов, они получили разрешение от районного совета Манхэттена увенчать ещё не построенное здание шпилем высотой 38 метров, и разом обойти конкурентов. Шпиль был собран из нержавеющей стали внутри здания и в ноябре 1929 года поднят на крышу здания! За одну ночь небоскрёб Крайслера стал самым высоким зданием в мире! Его высота до края шпиля составляла 319 метров! Крайслер-билдинг был открыт для публики 27 мая 1930 года, и его владельцы гордо заявляли, что это – самое высокое здание в мире.

Но чемпионский титул принадлежал «Крайслеру» меньше года. 102-этажный Эмпайр-стейт-билдинг поднялся на высоту 443 метра. Опять же с учётом шпиля. Главный инвестор проекта, «выбивая» в муниципалитете разрешение на шпиль, венчающий здание заявил, что это будет функциональная деталь. Он обещал превратить её в причальную мачту для дирижаблей. Это было, как говорил Остап Бендер, «Просто и убедительно, в стиле чемпиона!». Дирижабли тогда развивались значительно более высокими темпами, чем авиация. Воздушные корабли пересекали Атлантику быстрее кораблей морских. Всего за три дня комфортабельного полёта можно было доставить сотню пассажиров, скажем, от Берлина до Рио-де-Жанейро или Нью-Йорка. В интервью газете «The New York Times», сообщалось, что надстройка небоскрёба причальной мачтой позволит принимать дирижабли в центре Нью-Йорка!

Предполагалось, что на 86-м этаже Эмпайр Стейт Билдинг будет производиться регистрация пассажиров. После регистрации специальный скоростной лифт доставит пассажиров на 102-й этаж, где следовало построить сходни вроде корабельных для спуска или подъёма пассажиров на дирижабль. С помощью другого скоростного лифта прибывшие пассажиры доставлялись на городскую улицу всего за семь минут после причаливания. Удобно? Очень!

Муниципалитету Нью-Йорка смелая идея понравилась. Они утвердили возведение на крыше Эмпайр Стейт билдинг шпиля, благодаря чему небоскрёб не только уверенно обогнал Крайслер-билдинг, но и на целых 40 лет уверенно занял чемпионский пьедестал самого высокого здания в мире. Вскоре даже появилась фотография, на которой дирижабль был пришвартован у шпиля славного небоскрёба. Заметим, что фотография появилась ещё до введения здания в эксплуатацию.

Закрытое небо

На самом деле, как это часто случается, то, что эффектно смотрится на картинке, в реальности оказывается неосуществимым. При швартовке дирижабля его удерживала на тросах специальная причальная команда, разместить которую на верхотуре было затруднительно. Кроме того, порывы ветра наверху были такими сильными, что спуск по трапу пассажиров становился весьма проблематичным. Могло и сдуть.

Несмотря на плохие перспективы, несколько раз были устроены репетиции швартовки дирижабля к шпилю на вершине Эмпайр Стейт билдинг. Дирижабли пролетали над небоскрёбом, что позволяло кинооператорам снимать впечатляющие кадры.

Но пришвартовать цеппелин к шпилю оказалось задачей технически невозможной. Дело в том, что ветер, ударяя по зданию, поднимается прямо вверх. В возникшем вертикальном потоке удержать дирижабль на одном месте, а тем более пришвартовать его было невозможно. Один раз при сильном ветре произошла стыковка дирижабля со шпилем, которая продолжалась 3 минуты.  Во второй раз дирижабль завис над шпилем и с него спустили на канате пачку газет, которую принял сотрудник, стоявший на площадке рядом со шпилем. В общем попытки использовать шпиль, как причальную мачту дирижабля оказались неудачными. Поэтому с декабря 1931 года компания NBC стала использовать шпиль для трансляций радио и телесигналов.

Фотография же дирижабля, причаленного к шпилю Эмпайр Стейт билдинг, которую  сейчас довольно часто можно отыскать в интернете, является подделкой.

Так что верхушка Эмпайр Стейт билдинг в качестве швартовой мачты для дирижаблей смогла обрести жизнь только в фантастическом кино про 1930-е годы.