Табак был одним из первых продуктов, завозимых из американских колоний в Европу. Как говорится, чем богаты, тем и рады. Первую табачную плантацию в британской колонии Вирджинии основали в 1584 году. Для того, чтобы обеспечить рынок сбыта этого полезного растения, европейцев (в первую очередь, англичан и голландцев) стали приучать к курению. В самой Америке табак предпочитали жевать. Жевать и сплевывать. Зрелище неэстетичное. Куда как красивее смотрелся джентльмен с коротенькой трубочкой в зубах. Трубочку эту, кстати, на одном из индейских языков Центральной Америки называли «табака». Отсюда и название растения.
Французы же табак нюхали, что выглядело еще более изящно. Моду на нюхательный табак ввел Жан Нико (Jean Nicot) (1530 - 1600). Будучи послом французского короля в Лиссабоне, он увидел здесь душистый цветок, привезенный из Бразилии, который в Португалии называли «петунией». От этого слова пошло одно из названий табака на французском языке «les herbe pétun» Нико привез семена этого растения в свое поместье и начал его там выращивать. Из сушеных листьев табака Нико приказал сделать душистый порошок, который преподнес Екатерине Медичи. Ж.Нико полагал, что приятный запах табака излечит королеву от мегреней. Нюхать табак королеве понравилось, и мода на табак ринулась в широкие массы. Тем более, что врачи всячески одобряли применение табака, утверждая, что здоровый чих прочищает мозги и вообще бодрит организм. К тому же, как выяснилось, табачный порошок оказался прекрасным средством против блох, которые тогда одолевали всех придворных. Что не мудрено, поскольку дамы и кавалеры мылись редко, предпочитая вонь немытого тела заглушать изящным запахом духов. Ж. Нико, некоторое время был монополистом в производстве табака и, по-видимому, извлек из нового увлечения французов неплохой доход. Само это растение в честь Ж. Нико получило название «никотиана». Уже в 19-м веке химики выделили из приятно пахнущих листьев табака вещество, которое назвали никотином.
Никотин оказался ядом-алкалоидом, и алкалоидом сильнодействующим. В больших дозах он был ядом. О чем честно предупреждали медики: капля никотина убивает лошадь. Предупреждали, тщетно надеясь, что фатальная гибель животного заставит и людей отказаться от курения. Как бы не так! Лошадь конечно жалели, но курили по-прежнему.
Оказалось, что никотин, отравляя организм, оказывает на него наркотическое действие и вызывает привыкание. Поэтому для того чтобы перестать вводить его в организм, требуется изрядное усилие.
Не меньшие усилия были затрачены на то, чтобы приобщить человечество к зависимости от табака.
Не станем говорить о сомнительной заслуге в этом деле Петра I, который личным примером заставил закурить Россию, до того времени табакокурения избегавшую, как дьявольского соблазна. Перенесемся лучше в начало 20-го века.
Английская фирма Phillip Morris в 1902 году открыла свое отделение в Нью-Йорке. На американском рынке появились сигареты с благородным названием «Marlboro». Они нашли своего потребителя. Для того были объективные причины. Стоили сигареты намного меньше сигар. А от трубок они отличались тем, что для начала курения не требовалось никакой предварительной подготовки. Достал из пачки – и смоли!
Другие табачные компании, обнаружив такой огромный рынок курильщиков, тоже начали массовый выпуск сигарет. Одновременно началась битва за расширение числа покупателей табачных изделий.
К табаку были приобщены женщины. Произошло это после Первой мировой войны, которая совсем не способствовала росту морали. Женщины до того представлялись существами нежными и хрупкими. А главное, они сами себя такими ощущали. Теперь же женщины появились на рекламе сигарет. Табачные компании сотворили образ роковой красотки. В изящно изогнутой руке эта дама неизменно держала сигарету. Табачные фабрики специально для женщин «облегчили» свою продукцию. Манерные длинные мундштуки для сигарет делали табачный дым менее резким.
Делались попытки расширить число курящих за счет ребятишек. Конечно, детей привлекали к курению «понарошку», как будто бы приглашали поучаствовать в забавной игре взрослых.
Началась Вторая мировая война. Как говорится, кому война, а кому мать родна. В военное время число курильщиков возрасло. Ведь сигареты включались в солдатский рацион. Соответственно, возрасли и без того огромные прибыли табачных компаний. Возвращаясь с войны, мужчины оказывались уже готовыми потребителями сигарет. Привлекательного товара в красивых упаковках с аристократическими названиями.
Именно в конце 1940-х – в начале 1950-х годов на потребителя спустили всех «рекламных собак». Табачные компании были едва ли не самыми богатыми рекламодателями. Соответственно, сигареты стали одним из самых рекламируемых товаров. Они рекламировались повсеместно, открыто, в том числе и на экранах кино.
Массированная реклама сработала. Курить стали все, курить начинали рано. Курить было красиво, курить было модно. Прибыли табачных компаний зашкаливало. Конечно, и расходы этих компаний на рекламу исчислялись миллиардами долларов. Никакие европейские, азиатские и африканские тоталитарные режимы не выделяли таких средств на пропаганду. Соответственно, результаты акции по внедрению в сознание широких масс идеи о необходимости курения табака оказались не в пример успешнее идеологического зомбирования тех же масс. Впрочем, признаем, что рекламировать табачные изделия, постоянно обновляющиеся и «одевающиеся» во все более красивые «одежды», все же было проще, нежели образ Отца Нации или Любимого Вождя. Каковой образ во-первых, не сменяется по определению, а во-вторых, только ухудшается с течением времени.
Однако все хорошее однажды кончается. Несколько человек, которые заболели раком легких, предъявили табачным компаниям многомиллионные иски. Они обвиняли их в агрессивности и тотальности табачной рекламы, которая способствовала тому, что простые и здоровые люди ввергались в зависимость от курения. Иск был составлен грамотно. Суд признал претензии заявителей обоснованными. Табачным компаниям пришлось выплатить огромные компенсации истцам за утерянное здоровье.
Адвокаты табачных компаний были не менее дошлыми, чем адвокаты истцов. Поэтому они сразу увидели, что бороться следует не против конкретных претензий конкретных истцов. Бороться надо за выгодную табачным компаниям формулировку решения суда. Такую формулировку, которая не стала бы опасным прецендентом, и которая исключила бы возможность подачи миллионами курильщиков аналогичных исков, что, без всякого сомнения, разорило бы отрасль.
Но все равно колесо закрутилось в обратную сторону. Всеобщая борьба за здоровый образ жизни развернулась в нешуточных масштабах. Курильщиков не только убрали с глянцевых страниц гламурных журналов с кино- и с телеэкранов. Их уже вытеснили из всех публичных мест, на улицы и в подворотни.
Я не курю, и потому стою как бы над схваткой. И с грустью наблюдаю, что как всегда, расплачиваются не столько дурачившие, сколько одураченные. Впрочем, пропаганда пропагандой, однако желательно иметь свою голову на плечах желательно даже при самой массированной рекламе, даже при самом тоталитарном режиме. Вероятно, это - самый важный урок, которые преподал нам сумасшедший двадцатый век.