публичный образовательный интернет-портал

В честь кого называли древнеримские дороги?

1362 08/12/2023
Остатки Домициевой дороги в городе Нарбоне
Карта дорог Римской империи, стилизованная под карту метро, Александр Трубецкой
Карта дорог Римской империи, стилизованная под карту метро, автор Александр Трубецкой

Римские дороги – мягкая сила империи

Строительство римских дорог иной раз имело даже бóльшие последствия, чем иные военные стражения. В результате сражений территории захватывались и их требовалось удерживать. А вот строительство дорог намертво привязывало завоёванные провинции к метрополии. Потому что экономическая связь куда сильнее политической. И куда как привлекательнее. Все хотят жить хорошо, то есть, жить в Риме, большом и богатом! Жители завоёванных территорий со временем получали римское гражданство, даже проживая где-нибудь в Капуе. Таким образом, Рим превращался в государство. Население увеличивалось, ресурсы росли, и римская армия становилась непобедимой.

История строительства римских дорог занимает едва ли не полтысячелетия. За эти более чем пятьсот лет римские дороги охватили всю страну и стали настоящими артериями империи, по которым текла кровь торговли и экономического развития, укреплявшая эту страну. Если учесть, что большинство новых городов в Риме республиканском и, тем более, в Римской империи, строились по типовому проекту, словно какие-то Черёмушки, кажется уместной аналогия между Римом, охватившим бóльшую часть тогдашней обитаемой территории, и большим современным мегаполисом. Поэтому попытка изобразить карту римских дорог, как карту метрополитена, не кажется ни бессмысленной, ни даже слишком уж юморной придумкой. Наоборот, очень удобно. И даёт представление о том, сколь велик был бы список римских дорог.

Аппий Клавдий Цек в сенате. Художник Чезаре Маккари. Фреска 1881-1888 Палаццо Мадама (Рим)

Весь этот протяжённый список нам ни к чему, но вот посмотреть, как начиналось строительство римских дорог, закреплявших военные завоевания и сплачивавших страну, интересно. А заодно и помянуть тех римских консулов и цензоров стародавних времён, имена которых были увековечены в построенных римских дорогах.

Дороги начали строить ещё во времена Римской республики, с 334 года до н.э. Все они имели названия, и чаще всего их называли по имени того человека, по предложению которого она строилась. Это были римские чиновники высокого ранга. Таким образом, эпонимический список древнеримских дорог стал для них своеобразным памятником. Как сказал великий русский поэт, повторяя слова римского поэта Горация, «нет, весь я не умру!»

Гигантские шаги

Самой старой из известных римских дорог была Аппиева дорога (Via Appia). Её построили в 312 году до н. э. и назвали по имени Аппия Клавдия Цека, который в те годы был цензором, то есть занимал очень важную должность, распределяя государственные средства на крупные проекты. Среди таких проектов был первый римский водопровод и первая римская дорога, которая шла от Рима до Капуии, благодаря чему южная часть Аппенинского полуострова надёжно соединилась с Римской республикой. Позднее эту дорогу продлили до порта Брундизий (сейчас он называется Бриндизи). При этом Аппиева дорога достигла длины 540 километров и, можно сказать, стала международной. Через порт она соединила Рим с Грецией, Египтом и Малой Азией.

Развитие римских дорог в Италии
Развитие римских дорог в Италии

Прозвище Цек означает «слепой». Был ли цензор Аппий Клавдий в слеп от рождения? Историки говорят, что нет. Скорее всего, прозвище он получил ближе к концу жизни, когда зрение его ослабло. Впрочем, говорят, он часто симулировал плохое зрение, чтобы не видеть того, кого он видеть не хотел.

Так вот, несмотря на прозвище Аппий Клавдий Цек был весьма прозорлив, прекрасно понимая, что пойдёт на пользу родному городу, а что не мешало бы притормозить.

Несмотря на почтенный возраст, Аппиева дорога хорошо сохранилась и является одним из любимых туристических объектов в Италии. Мало того, что туристам приятно пройти по базальтовым плитам, уложенным «ещё рабами Рима». Вдоль дороги расположено множество памятников: гробницы и виллы, катакомбы первых христиан. На руинах античных памятников возведены средневековые укрепления, а также дворцы времён эпохи Возрождения и барокко. Красиво!

В 241 году до н. э. была построена следующая, Аврелиева дорога (Via Aurelia), которая соединила Рим и Лигурию, провинцию на берегу Тирренского моря, омывающего Италию с запада. Дорогу построили по инициативе Гая Аврелия Котты. Этот человек занимал высокую должность консула в сложное для Рима время Первой Пунической войны. Но его нелёгкая и, возможно, героическая жизнь отстоит так далеко от нас по времени, что единственным напоминанием о ней является название дороги, уцелевшее разве что в туристических справочниках.

Но дорога эта имела большое значение. Она прочно связала провинцию Лаций, центром которой являлся Рим, с соседней Тосканой и портом Пиза (Pisæ). По мере расширения завоёванных территорий, расширялась и дорога. Она прошла вдоль побережья Терренского моря до реки Рона в Галлии (нынешней Франции)

Римские дороги во Франции
Римские дороги во Франции

Следующая дорога, Фламиниева (Via Flaminia), была построена в 220 году до н.э. Её назвали по имени цензора Гая Фламиния. Фламиниева дорога соединила Рим с богатой и плодородной провинцией Умбрия. А затем, перевалив через Апеннины, она дошла до приморского города Аримина в восточной Италии (это сейчас Римини). Так римляне получили выход к Адриатическому морю.

А потом римляне начали завоёвывать территорию, которая находилась на севере Италии. По римской географии это была часть Галлии, которая находилась с их стороны Альп. Так эту страну и назвали, Цизальпинская Галлия. Завоевание шло по устоявшемуся сценарию. Сначала были покорены в битвах местные племена, потом начали строить военные лагеря, которые со временем превратились в города. Затем между этими городами построили дорогу, и не одну.

Первая дорога, построенная в 188 году до н. э. называлась Эмилиевой дорогой (Via Aemilia). Она названа по имени Марка Эмилия Лепида. Первоначально это была военная дорога, по которой войска перемещались вдоль реки По от города Плацентия (который сейчас называется Пьяченца) до города Аримина на Адриатическом море, где смыкалась с построенной раннее Фламиниевой дорогой, которая уж точно вела в Рим. Протяжённость Эмилиевой дороги составляла около 300 километров. Сейчас этот район в Северной Италии называется Эмилия-Романья. Топоним этот возник от названия дороги. Так что консулу Марку Эмилию Лепиду удалось прославиться дважды.

Прошло ещё 40 лет, и в 148 году до н. э. в этом краю была построена ещё одна дорога, пересекающая Апеннинский полуостров от Генуи, в западной провинции Лигурия до Аквилеи на востоке, на берегу Адриатического моря. Дорогу назвали Постумиевой (Via Postumia), поскольку её строительство           началось по приказу консула Спурия Постумия Альбина Магна.

Римские дороги в Британии
Римские дороги в Британии

Дороги двигались за римскими завоеваниями. В 118 году до н. э., когда была завоёвана Галлия, там проложили первую дорогу, ведущую в Рим. Её построили по приказу консула Гнея Домиция Агенобарба и названа его именем. Домициева дорога (Via Domitia) позволяла добраться по суше из Рима в дальнюю провинцию Испания. Дорога эта показала всё мастерство римских инженеров. Она пересекала Альпы, шла по долине реки Дюранс, затем пересекала реку Рону и следовала вдоль средиземноморского побережья через провинцию Нарбонская Галлия до Пиренейских гор. Так сказать, передавала привет Пиренеям от Апеннин.

Римляне продолжали успешно воевать и за пределами Италии, расширяя границы своего государства. Вслед за границами расширялась и сеть дорог. Уже во времена первого римского императора Октавиана Августа, шло завоевание римлянами тех земель, на территории которых в наше время размещается Франция. Римляне называли эту страну Трансальпийской Галлией, поскольку она уже находилась за Альпами. Здесь успешно воевал Марк Випсаний Агриппа, зять императора. По его приказу в 40 году была построена Агриппиева дорога (Via Agrippa). Эта дорога выходила из Рима на север и соединяла между собой Рим и Бонониум. Сейчас это французский город Булонь-сюр-Мер, который находится на побережье Бискайского залива. Агриппиева дорога проходила вдоль долины Роны и достигала города Лугдунум (нынешнего Лиона). Дальше она была проложена через Амьен в Бонониум. В Лугдунуме Агрипова дорога пересекалась с Домициевой  дорогой, по которой можно было добраться до Испании. Изрядное расстояние!

Какая от дорог польза

Очевидно, что дороги ускоряли перемещение из пункта A в пункт B, и это окупало грандиозные суммы, выделявшиеся на их построение. Главной задачей дорог было ускорение передвижения войск. Первым пользователем римских дорог была, конечно, армия. Римская армия была мобильной и всегда могла быстро добраться к месту вторжения врага.

Ускорение перемещения по дороге было очевидной выгодой от их строительства. Второй выгодой была возможность планирования самого перемещения. Командир мог довольно точно рассчитать время, которое потребуется на переброску своего войска. Аналогичными методами всякий торговец также мог рассчитать, время прибытия в конечный пункт.

Римские дороги отличались прекрасной навигацией. Расставленные здесь мильные столбы указывали в какой точке своего пути находится путник. Развитие сети дорог обусловило появление дорожных карт. По дорожным картам можно было разработать маршрут путешествия и контролировать движение.

Дороги не существовали сами по себе. Их ремонтировали, охраняли, ставили на маршруте постоялые дворы. На каждом таком дворе можно было отдохнуть самим или дать отдых животным Инженеры Еще одним важным достижением было создание дорожной инфраструктуры. На относительно небольших расстояниях, равных трети или четверти дневного пути телеги, ставились станции, на которых можно было поменять тягловых животных или лошадей. Здесь же находился ветеринар и кузнец, которые могли отремонтировать повозку, подковать и подлечить животных. Всякий, кто проезжал по дороге был уверен: на постоялом дворе он сможет поесть и отдохнуть.


Text.ru - 100.00%