публичный образовательный интернет-портал

Эх, дороги!

1361 07/12/2023
Остатки Фламиниевой дороги
Римская дорога в Помпеях
Римская дорога в Помпеях

Законсервированное время

Кто не знает города Помпеи? Того самого, где в результате катастрофического извержения вулкана Везувий, почти мгновенно погибло всё население, а городские строения были на много веков погребены под слоем вулканического пепла. В результате этой трагедии произошёл как бы мгновенный снимок древнего города. Этот снимок проявился только в 19-м веке, когда археологи раскопали Помпеи. Тогда-то учёные и смогли увидеть во всех подробностях, как жили обитатели Римской империи две тысячи лет назад: дома в которых они жили, площади, на которых они собирались, улицы, по которым они ходили. Улицы, кстати, были замощённые, а широкие дороги, тоже мощённые, связывали Помпеи с окрестными городами и даже с Римом.

Менее известен город Скитополис, который постигла почти такая же судьба. Город этот располагался далеко на восток от Помпей и от Италии, в долине реки Иордан, но в пределах Римской империи. Он процветал в своём дальнем пограничье до 8 века нашей эры. А потом произошло сильное землетрясение, в результате которого Скитополис был разрушен, и население его покинуло. Постепенно развалины занесло песком и землёй, да так, что археологи отрыли и открыли старый город только в 1990 годах. Как оказалось, Скитополис настолько хорошо сохранился, что учёные смогли его бережно восстановить. Теперь это место, археологический парк неподалёку от израильского города Бейт-Шеан, посещают многочисленные экскурсии. Здесь, так же, как в Помпеях, можно увидеть чудом сохранившийся древний город со всеми атрибутами его давно прошедшей жизни. В том числе, с хорошо устроенными дорогами.   

Артерии империи

Уже два этих примера показывают, какую важную роль играли дороги в жизни Римской империи, которая была одной из величайших цивилизаций во всемирной истории. Этот колосс, даже умерший, до сих пор удивляет людей. Как смогла возникнуть и устоять такая громадина? Как строили римляне свою империю?

Империю строят не виски, не пивом,

Не музыкой древних богов…

Римская дорога в археологическом парке в Бейт-Шеане, Израиль
Римская дорога в археологическом парке в Бейт-Шеане, Израиль

А строят империи военной силой. Вот и с Древним Римом так произошло.

Всё началось около 3 тысяч лет назад в маленьком регионе в Италии, который его обитатели называли Лацием. Центром этой области был город, который мы сейчас считаем великим и называем Римом. А тогда это был небольшой городок Рома. Его жители не только занимались мирным трудом, но и храбро сражались. Благодаря сильному и боеспособному римскому войску, городские владения разрастались. Рим постепенно распространил своё влияние сначала на Италию, а потом и на соседние страны и государства. В те времена жизнь была построена просто: у кого больше земли, тот богаче, тот могущественнее. Вот за счёт военных захватов Римское государство становилось всё более богатым. Горожане жили лучше и, продолжая заниматься мирным трудом, не забывали наращивать основу своего благополучия, мощность и боевитость римской армии.

Следует сказать, что главная часть всех завоеваний произошла в то время, когда в Риме была республиканская форма правления. Но около 2 тысяч лет назад во время правления Гая Юлия Цезаря Октавиана республиканская форма правления сменилась империей. Императору Октавиану раболепно присвоили титул «Август», что значит «возвеличенный богами» и даже назвали в его честь месяц римского календаря.

Несмотря на изменение строя в государстве, Римская – теперь уже – империя продолжала прирастать и территорией, и богатством за счёт покорения соседних стран. Завоевания не прекращались и при последующих императорах. В результате Рим завладел всеми странами, которые омывает Средиземное море. Это море стало внутренним морем империи. Римляне так и называли его, «Наше море» («Mare nostrum»).

Итак, одной из основ Римской империи была сильная армия, сила непреклонная, жестокая и жёсткая. Но кроме жёсткой силы империю склеивала и придавала ей устойчивость также сила мягкая. Там, куда приходили римские легионы, устанавливались единые имперские законы. Завоёванные народы платили Риму подати, которые являлись основой богатства империи. Взамен население покорённых территорий получало все блага римской цивилизации, начиная от совершенной правовой системы и расширения местных рынков и кончая удобной системой водоснабжения и канализации. Это был выгодный обмен, и бунтовать против завоевателей завоёванным не очень-то и хотелось. Тем более, что римляне, как правило, не меняли в захваченных странах сложившую местную систему власти. Именно такое государственное устройство обеспечило жизнедеятельность, устойчивость и процветание огромной территории.

Римская дорога в Лептис Магна, Африка
Римская дорога в Лептис Магна, Африка

Впрочем, римляне совсем не были пацифистами. Туда, где начиналось восстание или нападали внешние враги, для наведения порядка перебрасывали хорошо организованное и прекрасно вооружённое войско. Именно для того, чтобы ускорить передвижение войск римляне очень рано начали по всей контролируемой территории прокладывать дороги. Известен случай, происшедший в 390 г. до н. э. В этом году на Рим совершили набег варвары- галлы. Город сопротивлялся из последних сил. От сдачи римлян спасло только то, что неожиданно подошла регулярная армия, которая смогла снять осаду. А подошла армия потому, что в город уже вела мощённая дорога.  

Дороги занимали центральное место в экономической и политической жизни империи. Они, как кровеносные сосуды, соединяли Рим с самыми дальними уголками империи. По дорогам быстро и безопасно перемещались не только войска, но и различные товары. Добраться от Помпей, скажем, до того же Скитополиса, было только вопросом времени, причём это время можно было заранее рассчитать. Полководец знал, когда армия достигнет того или иного пункта. Точно так же и купец мог рассчитать, где находится его товар, отправленный далёкому контрагенту.

Дороги. Сколько их было?

Историк Плиний Старший отмечал, что римляне особенно заботились о трех вещах, которыми пренебрегали греки, а именно об открытии дорог, строительстве акведуков и размещении канализационных труб под землей. И не только заботились, но и умели это делать.

Римский мир
Римский мир

Римляне не славились, как философы, и литература у них начала развиваться довольно поздно. Но инженерное дело, в том числе, строительство дорог, в Римской империи было поставлено очень высоко. По книгам римского архитектора, механика и инженера Марка Витрувия Поллиона обучались архитекторы и строители нескольких десятков последующих поколений. Великий Палладио в 18-м веке постигал азы своего ремесла по витрувианским «Десяти книгам об архитектуре».

Римские инженеры более полутора тысяч лет учили специальности европейских инженеров и строителей, а жители Европы до сих пор пользуются дорогами, проложенными в те стародавние времена. Как видим, силы и средства, вложенные в дорожное строительство, давным-давно, до сих пор окупаются. И даже всерьёз определяют инфраструктуру нынешней Европы.

Длина римских дорог измерялась в римских же милях. Слово «миля» происходит от латинского слова «mille», что означает «тысяча». Римская миля представляла собой 1000 двойных нормальных шагов (шаг левой – шаг правой) или, считая по-современному, 1.48 километра.  По подсчётам историков длина римской дорожной сети составляла около 250 тысяч миль. Из них около 50 тысяч миль дорог были высококачественными, вымощенными камнем.

Какие дороги были в империи?

Реплика римской повозки карпентума из Кёльнского музея
Реплика римской повозки карпентума из Кёльнского музея

Благодаря сети дорог, Рим становился реальной столицей тогдашнего мира. Поговорка о том, что все дороги ведут в Рим, не была преувеличением. В самом деле, столица империи находилась в центре паутины большого количества дорог.

Все дороги, и ведущие в Рим, и не ведущие, делились на три разряда по важности и пропускной способности.

  1. Общественные дороги соединяли между собой крупные города империи. Эти дороги также назывались военными, потому что использовались для перемещения войск. Конечно, римские солдаты могли пройти по любому бездорожью, но ведь всякое войско сопровождают обозы и военная техника. А вот этому богатству лучше передвигаться на колёсах по дорогам. Выйдет быстрее, а значит, эффективнее. Да и солдаты, топая по дороге, меньше устанут и не падут духом. А дух войска – стратегическое оружие.

Само название общественных дорог говорит о том, что принадлежали они государству, то есть прокладывались по земле, принадлежавшей государству, и строились на государственные деньги. Это совсем не значило, что дороги использовало только государство. В противном случае дороги большую часть времени пустовали бы, а значит, их строительство не окупилось бы никогда.

Составляющие дороги Римской империи и как эти дороги выглядят сейчас
Составляющие дороги Римской империи и как эти дороги выглядят сейчас

Общественные дороги были доступны всем, что позволяло быстрее перемещать грузы и людей. Римляне первыми среди других средиземноморских народов начали использовать для перевозки товаров не только морские и речные суда, но и дороги, превращая их из военных в торговые пути. Это привело к развитию торговли и ремёсел по всей территории империи: в Европе, Азии и Африке. Экономическая экспансия империи привела к возникновению в различных провинциях специализации на производстве определённых товаров. Так, на территории Иберии (это нынешняя Испания) добывались металлы, производились на экспорт минеральные краски, вино и оливковое масло.  Нумидия (территория нынешних Алжира и Туниса), наряду с Египтом стала крупным производителем зерна и фруктов. Из Палестины (из того же пограничного Скитополиса) везли пряности, парфюмерию и золото. Галлия поставляла в другие провинции керамику, а также копчённые и солёные мясопродукты. Поглядите на карте, какие это расстояния! Таким образом, строительство дорог способствовало повышению совокупного богатства, объединению империи, а значит, было оправдано на государственном уровне.

Впрочем, империя не занималась благотворительностью. Крупные города, к которым государственные дороги вели, облагались налогами на строительство этих самых дорог.

Левосторонним или правосторонним было движение на дорогах Древнего Рима? Археологи говорят, что левосторонним. Исследуя остатки старых каменоломен, они обнаружили, что левая колея в них обычно была разбита гораздо сильнее, чем правая. Значит, по ней, по левой, катили снизу гружёные тележки.

Ширина общественной дороги могла изменяться от 6 до 12 метров. В любом случае она была рассчитана на одновременное движение в двух направлениях. Таким образом, на общественной дороге всегда могли разъехаться две боевые колесницы, ширина колеи у которых не превышала 1.5 метров в зависимости от вооружения. С некоторым трудом разъезжались и тяжёлые телеги для перевозки грузов с шириной колеи до 2.5 метров.

Римские солдаты на римской дороге
Римские солдаты на римской дороге
  1. Местные дороги проходили по территории одной области, соединяя между собой отдельные деревни и поселения. Местные дороги ответвлялись от общественных дорог. Их прокладка и содержание финансировались местной властью. Средняя ширина местных дорог составляла около 4 метров.
  2. Частные дороги строились и содержались за счёт владельцев крупных сельскохозяйственных поместий, вилл. Эти дороги соединяли виллы с общественными или местными дорогами. Они находились в частной собственности и чаще всего начинались у границ поместий. Средняя ширина частных дорог составляла от 2,5 до 4 метров.

Самые узкие дороги принадлежали частным лицам и предназначались для обслуживания их владений. Ширина таких путей не превышала 4 метров, если движение осуществлялось в двух направлениях, и 2,5 метров, если движение было преимущественно односторонним. Обычно частные дороги позволяли разъехаться двум грузовым телегам, а иногда только двум всадникам.

Местные дороги также были довольно скромными. Их ширины вполне хватало для разъезда небольших крестьянских повозок. Наиболее впечатляющими были общественные дороги, настоящие транспортные артерии, имевшие военное значение. По ним с достаточно высокой скоростью могла двигаться целая армия.

На всех центральных и кое-где на второстепенных дорогах стояли мильные камни. Это были тяжёлые каменные столбы. Хотя столбы назывались мильными, их совсем не через каждую милю расставляли. Надписи на камне сообщали путнику расстояние до ближайшей деревни или города, до крупного перекрёстка, до границы и иногда – до Рима. Название столба происходило от того, что расстояния на них указывались в милях.

Как строили дороги?

На строительстве дорог трудилась целая армия рабочих. Так что руководство дорожным строительством было никак не легче руководства боевыми действиями. Впрочем, в деле администрирования римлянам равных не было. О чём и написал величавыми стихами поэт Вергилий:

Римлянин! Ты научись народами править державно —

В этом искусство твое! — налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных!

(«Энеида»)

Дорожные работы были нелёгким делом, но это дело кормило множество людей, и этим привлекало. Конечно, на строительстве дорог трудилось множество рабов, но свободных было больше.

Прокладку новой дороги производили с помощью достаточно простых, но точных геодезических инструментов. Дорогу делали прямой, насколько возможно, без поворотов. Будущую трассу размечали вехами. Все деревья, кустарники и другую растительность, мешавшую строительству дороги, вырубали, болота осушали, а через холмы и горы прорубали проходы или делали тоннели. Если дороге приходилось пересекать водную преграду, строители подводили трассу к броду. Если же брода не было, то через реки перекидывали деревянные или каменные мосты.

Построенная дорога в поперечном сечении была не ровной, но несколько выгнутой. При такой форме дорожного полотна выпадающая дождевая вода стекала в дренажные канавы, которые были вырыты вдоль дороги.

Для прокладки дороги по ровной местности по всей её ширине копали траншею глубиной от 75 сантиметров до 110 сантиметров. Дно траншеи уплотняли, чтобы поверхность дороги не проседала. После чего в траншею укладывали один на другой четыре слоя камней, щебня и песка. Каждый слой имел своё название.

  1. Statumen, что в переводе с латинского означает «подпора, устой».  Это был самый нижний слой, основа дороги. В этот слой укладывали крупный, более 5 сантиметров размером, щебень. Толщина статумена колебалась от 25 до 60 сантиметров. Такой фундамент оказывался прочной подкладкой под следующими слоями, и принимал на себя вес людей и повозок.
  2. Rudus, что по-латински означает «обломки камней, щебень». Это был слой щебня размером менее 5 сантиметров, залитый цементом. Этот слой выравнивал поверхность дороги.
  3. Nucleus, что переводе с латинского означает «ядро, твердая сердцевина». Это было бетонное основание толщиной около 30 сантиметров, также выравнивающий поверхность дороги и являвшийся основой для мостовой.
  4. Summum dorsum, что в переводе с латинского означало «верхняя поверхность». Этот слой состоял из крупных каменных блоков толщиной 15 см. В окрестностях больших городов для мощения дороги использовали плиты из базальта. Но чаще всего верхний слой состоял из уплотнённого песка, земли или гравия. Это значительно удешевляло стоимость дороги.

Дороги с твёрдым покрытием были дорогими сооружениями. В первую очередь они использовались для переброски войск и для проезда государственных чиновников. Поэтому обычно вдоль построенной дороги пролегала тропинка, которой пользовались пешеходы и всадники, если дорога была занята.


Text.ru - 100.00%