Дело в шляпе
Головной убор – важная часть нашего костюма, а значит, нашей жизни. Более того, всего сто лет назад появиться в обществе без шляпы было неприлично. В середине 19-го века производители головных уборов имели шанс стать не менее известными, чем сейчас – производители гаджетов. Например, в 1850 году лондонская компания Томаса и Уильяма Боулеров начала выпускать шляпы, которые по-английски назывались попросту «шляпами Боулеров» (Bowler hat). Слово «Bowler» по-английски означает «котелок». Под этим именем они стали известны за пределами Великобритании. Котелки были элегантны и более удобны, чем высокие цилиндры. К тому же эти шляпы были дешевле, поэтому они приобрели популярность у рабочих, а также стали частью одежды банковских служащих. Интересно, что Ленин ходил за границей именно в пролетарском котелке. Однако, приехав в 1917 году в Петроград, он сменил котелок на кепку, которая в России выглядела более подходящим головным убором для рабочего. Кепка Ильича, кстати, была куплена проездом в Стокгольме.
В начале 1860-х годов итальянский шляпник Джузеппе Борсалино начал выпускать фетровые шляпы типа Федора, которые вскоре переняли его фамилию и стали во всём мире называться «борсалино», став даже своеобразным признаком мафиози.
Точно так же американские ковбойские шляпы стали называть стетсоновскими по имени человека, организовавшего их производство, Джона Баттерсона Стетсона. Стетсоновские шляпы были сняты во многих кинофильмах и воистину стали таким же символом Дикого Запада, как кольт или винчестер.
Начало пути
Джон Баттерсон Стетсон (1830 – 1915), человек, создавший одну из легенд Дикого Запада, родился 5 мая 1830 года на востоке США, в штате Нью-Джерси. В своей семье он был седьмым из 12 детей. Его отец, Стивен Стетсон, был шляпником и молодой человек, помогая отцу, обучился этому ремеслу с детства. Затем, после смерти отца, он работал в мастерской старших братьев. Выучившись всем секретам производства, Джон Стетсон решил, наконец, открыть собственное дело.
Надо сказать, что шляпное дело в 19-м веке было ремеслом вредным для здоровья. Шляпы изготавливали из фетра, а при обработке фетра использовали ртуть. Так что хроническое отравление ртутными парами шляпнику было обеспечено. При таком отравлении возникает прогрессирующее слабоумие. Этот недуг проявляется в спутанности сознания и в эмоциональной неустойчивости. Поэтому неспроста шляпник в сказке Льюиса Кэрролла безумный. Доработался!
Но Джона Стетсона подстерегла болезнь более скорая на расправу, туберкулёз. В середине 19-го века это чаще всего означало смертный приговор. Туберкулёз буквально съедал человека. Врач мог посоветовать только одно: уехать туда, где воздух был чист от всякого рода промышленных загрязнений. И Стетсон подался на Дикий Запад.
В те времена Дикий Запад в США начинался не так далеко от Восточного побережья, уже в Канзасе или в Миссури. Именно в Миссури, в городке Сент-Джозеф, Стетсон устроился на завод, где изготавливали кирпичи. Он не слишком обращал внимание на свою болезнь, и довольно скоро из рабочих поднялся в управляющие, а потом стал одним из компаньонов.
Но внезапно река Миссури разлилась и затопила кирпичный завод с почти половиной миллиона ещё необожжённых кирпичей. Производство было погублено, и Стетсон вновь занялся поисками работы.
Шла Гражданская война, но из-за туберкулёза в армию его не взяли. И Стетсон решил попытать счастья ещё более углубившись на Запад. Он присоединился к одной из групп, которая поздней весной 1862 года выступила в направлении Колорадо, чтобы в Скалистых горах отыскать месторождение золота. И, естественно, разбогатеть. В группе было 12 человек. Когда группа достигла цели, Стетсон понял, что работа в шурфе слишком тяжела для него, и что гораздо больше денег можно добыть не кайлом, а ремеслом шляпника, которое он освоил в совершенстве. Он понял, что для людей Запада нужна шляпа из войлока, лёгкая и прочная, не промокающая под дождём, с высокой тульёй и с широкими полями, защищающими глаза от солнца.
Вдохновившись шляпами мексиканских пастухов-вакерос, Джон Стетсон сделал в Колорадо свою первую шляпу и даже продал её за 5 долларов какому-то местному ковбою. 5 долларов тогда были прекрасной ценой, чтобы задуматься о продолжении столь выгодного бизнеса.
Путь к успеху начался с шестидесяти долларов
В 1865 году, в последний год гражданской войны, Джон Стетсон вернулся на восток, в Филадельфию. У него было 60 долларов, на которые он снял комнату, купил инструменты и мех для изготовления фетра. Так появилась компания «John B. Stetson Hat». Стетсон понял главное: надо делать шляпы не для модников Филадельфии, а для работяг из прерий. Он разослал продавцам из западных штатов образцы шляпы, которую он назвал «Хозяин равнин» (Boss of the Plains). Стетсон обещал выполнить все заказы и поставить столько шляп, сколько понадобится.
Джон Стетсон рисковал, предлагая новый товар. Он влез в долги, приобретая сырьё для изготовления первой партии. Но через несколько недель начали поступать заказы, и бизнес завертелся. Некоторые продавцы даже отправляли наличные прямо со своими заказами, чтобы ускорить их выполнение. На Диком Западе начинался бум скотоводства. Этот бум был обусловлен тем, что после Гражданской войны центральные власти запретили на юге создание больших плантаций, для работы на которых требовался труд рабов, как правило, чернокожих. Однако было разрешено использовать эти земли для выпаса скота. Шляпы Стетсона оказались востребованными и у владельцев ранчо, и у загонщиков-ковбоев. Стильная эта шляпа стала своеобразным символом статуса. У преуспевающего ковбоя или хозяина ранчо не могло быть на голове плохой шляпы!
А хорошая шляпа изготавливалась на фабрике Стетсона в Филадельфии. Её поля были шириной 4 дюйма (чуть больше 10 сантиметров) и хорошо защищали глаза от солнца, а лицо, шею и плечи от дождя. Тулья шляпы также имела высоту 4 дюйма, что обеспечивало хорошую вентиляцию. Для удерживания шляпы на голове во время быстрой скачки имелся простой ремешок. У стетсоновской шляпы была также внутренняя подкладка и лента (бэнд) на тулье с бантиком или с перьями. Это было не только и не столько украшение, но способ отличить переднюю и заднюю части шляпы. На каждом бэнде имелась надпись золотого цвета «John B. Stetson Company». Поэтому довольно скоро любую ковбойскую шляпу из войлока с высокой тульей и широкими полями стали называть «стетсон».
Вскоре эта шляпа стала такой же отличительной чертой ковбоя и такой же узнаваемой, как тип седла, которое он использовал. И хорошее седло, и широкополая стетсоновская шляпа были для ковбоев рабочим инструментом. Широкие поля защищали работающего ковбоя от палящего солнца и проливного дождя, а размахивая шляпой над головой, ковбой мог развернуть стадо в нужном направлении или разогнать животных, если возникала давка.
Стетсоновская шляпа напоминала мексиканское сомбреро (или, говоря старинным штилем, боливар). Но, несмотря на это, её дизайн – оригинальная работа Джона Стетсона, так что эпоним назван его именем вполне заслужено. Многие считают, что настоящая стетсоновская шляпа марки «Хозяин равнин» должна была быть только черного цвета, но это не так.
Компания Стетсона открыла рынок Дикого Запада и воспользовалась этим. Джон Стетсон не умер от туберкулёза. Он дожил до 1906 года. К этому моменту его компания стала крупнейшей в мире компанией по производству головных уборов и ежегодно производила более 2 миллионов широкополых шляп.
До последней капли
Про шляпу «Хозяин равнин» говорили, что она была такой же простой, крепкой и лёгкой, как гвоздь. И столь же незаменимой.
Стетсон придумал делать войлок для своих шляп из бобрового меха. Это обеспечило его шляпам дополнительное достоинство, водонепроницаемость. Для изготовления одной качественной шляпы требовалось 42 шкурки бобра, это не делало стоимость шляпы заоблачной. Мех бобров не был редкостью. На реках Северной Америки этих животных водилось много. Довольно часто бобровыми шкурками охотники, как белые, так и индейцы расплачивались за товары в факториях «асториях».
Водонепроницаемость стетсоновских шляп стала легендарной. Так же, как и их объём, 10 галлонов или более 37 литров.
Началось всё со старинного рассказа о ковбое, которому пришлось пересекать длинный засушливый участок прерии. На беду, его фляга оказалась пробитой в перестрелке. Но ковбой запасся питьевой водой, налив её в стетсоновскую шляпу. Как оказалось, на практике, стетсоновская шляпа, в самом деле, была водостойкой и плотной, а воды туда помещалось достаточно даже для того, чтобы напоить лошадь. Более того, хозяин лошади и сам мог утолить жажду, используя гибкие поля шляпы, превратив их в подобие чашки. Картина, изображающая ковбоя, который поит свою лошадь из шляпы и говорит ей: «Пей до последней капли», стала рекламным плакатом компании Стетсона и одной из легенд Дикого Запада.
Когда в самом начале своей карьеры Стетсон познакомился с жизнью золотоискателей, он опытным взглядом оценил их головные уборы. Можно было сказать, что на головах парней, трудившихся в бескрайних степях, размещались обрывки их прошлых жизней и работ: диковатые шапки из енотов, кишащие блохами, капитанские шляпы, соломенные сомбреро и котелки городских рабочих. Через несколько лет все они так или иначе облюбовали фетровые ковбойские шляпы Стетсона, которые оказались самыми лучшими головными уборами на Диком Западе.
Но шляпы Стетсона приняли и люди, соблюдавшие в прериях закон и порядок. Шерифы и их заместители, сотрудники местной полиции, маршалы США, которые исполняли работу судебных приставов, техасские, аризонские и калифорнийские рейнджеры, то есть вооружённые конные полицейские, все они с гордостью надели ковбойские шляпы.
Всеобщее применение стетсоновских шляп несколько изменило их фасон. Если в начале стетсоновская тулья была прямая, без вмятин, то к концу 19-го и в начале 20-го века стало модным делать на ней продольную вмятину. Иногда таких вмятин было несколько. Иногда по складке на шляпе или по изгибу и форме полей, можно было определить с какого ранчо ковбой и чем он там занимается. Точно так же «говорящими» были тип седла, поводья, стремена и шпоры, которыми пользовались эти лихие ребята.
Калгари – это отдельная история
Калгари – самый крупный город канадской провинции Альберта. С 1912 года ежегодно здесь проводился праздник, посвящённый покорению канадского Дикого Запада, который назывался Стемпид (The Calgary Stampede). В праздник включались пляски индейцев, гонки фургонов и родео. Стемпид – праздник ковбойский, а одно из главных отличий ковбоя от простого водителя лошади – это, как уже было сказано, стетсоновская шляпа. Вот в 1946 году городское начальство обязало всех участников праздника надевать белые стетсоновские шляпы. А в начале 1950-х годов мэр Калгари начал вручать белую стетсоновскую шляпу высокопоставленным гостям города. Эта традиция сохраняется и по сей день. Популяризацию белой стетсоновской шляпы продолжило туристическое агентство, которое ежегодно устраивает в международном аэропорту Калгари массовую церемонию вручения белых ковбойских шляп гостям города. Дошло до того, что в 1983 году белая стетсоновская шляпа была помещена на флаг Калгари. Более того, белую стетсоновскую шляпу стали называть шляпой Калгари.
Всё остаётся людям
Джон Б. Стетсон был удачливый предприниматель и заработал крупное состояние. Но, как говорится, в гробу карманов нет. Кто мог понять это лучше человека в молодости заболевшего смертельным заболеванием, и несмотря на это прожившего долгую и удачную жизнь? На склоне своих дней Джон Стетсон стал подлинным меценатом и жертвовал значительную часть своих денег на благотворительность.
На его пожертвования были построены гимназии, средние школы и колледжи. Он пожертвовал деньги на университет Темпл в Филадельфии. Стетсон сделал щедрое пожертвование Университету ДеЛэнд в городе Делэнде в штате Флорида. Пожертвование было настолько щедрым, что в 1889 году университет ДеЛэнд переименовали в Университет Джона Б. Стетсона.
Джон Б. Стетсон построил одно из самых известных и успешных предприятий Америки. Долголетняя его история компании основана на инновациях и качестве.
Сегодня шляпная фабрика Stetson расположена в Гарланде, в штате Техас, и является одной из крупнейших в стране. Она производит множество шляп самых различных стилей и цветов. Однако, главным предметом, который будет прославлять имя Джона Б. Стетсона останется ковбойская шляпа, она же стетсоновская шляпа, прекрасный и до сих пор стильный головной убор, прекрасный пример соответствия функции и формы.
Шляпы Стетсона – самые известные головные уборы в мире. Где бы и когда бы ни обсуждались шляпы, обязательно будет упомянут Стетсон. Стетсон — эталон шляп, воплощение духа Запада и икона повседневного американского образа жизни. Благодаря своему подлинному американскому наследию Стетсон остается частью истории и по той же причине продолжит свое существование в будущем.
Стетсон, это не просто шляпа, это Шляпа. С большой буквы шляпа, кого надо шляпа.