Силуэтом называется одноцветное контурное изображение на фоне другого цвета. Слово это произошло от имени французского чиновника Этьена де Силуэта (Étienne de Silhouette; 1709 — 1767), жившего в 18-м веке во времена Людовика XV.
Он родился в городе Лиможе, который находится на юго-западе Франции. Здесь его отец Шевалье Арно де Силуэт управлял местной экономикой и финансами. Семья была баскского происхождения, первоначально их фамилия писалась, как Zulueta.
Получив образование, Этьен на год уехал в Лондон. Лондон был тогда экономической столицей мира, и более всего подходил для изучения экономики и политэкономии. Надо сказать, что юноша вполне постиг то, как устроена экономическая система Великобритании. Поэтому, когда он возвратился из поездки в Лондон, он был готов к высоким назначениям. И, не без влияния мадам де Помпадур, такие назначения состоялись. В марте 1759 года Этьен де Силуэт стал канцлером орлеанского дома (то есть руководителем финансов двора наследника) и, так сказать, на сладкое, Генеральным контролёром финансов.
Это было время, когда шла Семилетняя война (1756—1763), которую Франция вела против Пруссии и России. Забегая вперёд, скажем, что войну эту Франция проиграла, хотя окончание войны отпраздновали, словно победу.
Финансы страны буквально «пели романсы». Они были развалены. Этьен де Силуэт обладал обширными полномочиями, правильно понимал свою задачу, укрепить финансовую мощь государства и знал, как это сделать. Следовало восстановить казну за счет налогов с богатых и привилегированных классов. Так это сделали бы в Англии. Но в тогдашней, дореволюционной, Франции дворянство и церковь были вообще освобождены от налогов. Не вводить же для них подати? Силуэт сделал то, что было возможно. Он, где получилось, урезал крупные государственные пенсии, которые придворные получали от короля. И всё-таки ввёл налог на богатых, налог на внешние признаки богатства. Богатым приходилось платить за прекрасные витражи, резные двери или, не дай Бог, за статую или же фонтан во дворе. 26 октября 1759 года Силуэт издал приказ в целях экономии переплавить золотые и серебряные ювелирные изделия. Кроме того, Силуэт прекратил или упразднил некоторые старые налоги, высвободив буржуазию, и выступил за свободную торговлю. Мало того, что он «пробил» у короля все свои предложения, он ещё принялся последовательно претворять их в жизнь.
Как на деятельность спасителя государственных финансов смотрела знать, привыкшее к балам и расточительству? Плохо, конечно, смотрела. Предложения Силуэта стали восприниматься как покушение на бюджет самого двора. И потом, о какой экономии можно говорить, когда война продолжается!
Включился механизм придворных интриг, и 20 ноября 1759 года, после 8 месяцев пребывания в должности, Силуэт был вынужден оставить двор и удалиться в своё имение Бри-сюр-Марн, где продолжал заниматься вопросами улучшения местного бюджета.
Как раз в это время в Европе вошла в моду китайская забава: вырезание профилей из черной бумаги или рисования портрета только чёрной краской, так что рисунок получался похожим на собственную тень. Эта техника, которую называли также китайскими тенями стала весьма популярной в широких слоях населения. Масляные портреты могли себе позволить далеко не все, фотографии было ждать ещё почти сотню лет. Но, благодаря дешёвым контурным портретам у многих появилась возможность сделать свой портрет, чтобы, например, подарить его своей возлюбленной.
Постоянно циркулировавшие жалобы на прижимистость Силуэта, привели к тому что эти дешёвые портреты для бедных стали в насмешку называть портретами a-la Silhouette, тем более, что самому Силуэту нравилось изготавливать такие картины. Поскольку язык стремится к экономии, довольно скоро контурные портреты во Франции стали называть просто силуэтами.
Несмотря на то что мы имеем полное право называть силуэтами изображения сделанные в Древней Греции или даже в Древнем Египте, в качестве термина слово «силуэт» утвердилось в искусстве в 19-м веке. Традиционный метод заключался в том, чтобы вырезать фигуру из легкого чёрного картона и пристроить её на белый фон. Особой популярностью такая техника пользовалась на ярмарках еще в 18-м веке художник Огюст Эдуар (Auguste Amant Constant Fidèle Edouart; 1789 – 1861) вырезал тысячи портретов в двух экземплярах. В его коллекции были изображения не только бедняков, но и представителей французского и британского дворянства и даже американские президенты Жаль, что большая часть коллекции погибла во время кораблекрушения. В Англии самым известным художником силуэтов был Джон Мирс (1756-1821), прославившийся созданием трёхминутных силуэтов он же начал работать с золотыми цветами, слоновой костью и стеклом в качестве подложки. В России в начале двадцатого века были хорошо известны силуэтные портреты, изготавливавшиеся Г. Нарбутом, В. Гельмерсеном и Е. Кругликовой.
Искусство силуэта пошло на спад с изобретением фотографии, хотя и по сию пору по всему миру есть прославленные мастера, специализирующиеся на этой технике. Сам термин «силуэт» от первоначального смысла расширился до общего представления лица, объекта или сцены проявляющегося в виде темного очертания на светлом фоне Кроме того Так как силуэт подчеркивает контуры термин используют в области моды или спорта чтобы описать форму тела или одежду определенного стиля и относящиеся к определенной эпохе.
Следует сказать, что имя министра финансов Людовика XV дошло до наших времён не только в виде термина «силуэт», но в его честь назвали также один из Сейшельских островов в Индийском океане. Остров Силуэт маленький, был момент, когда весь он принадлежал одному человеку. А Вы бы хотели быть хозяином острова в южных морях?