Монументальная пропаганда
Памятники и монументы – это булавки в полотне времени, которое тянется из прошлого в будущее. Человечество с помощью этих булавок пытается сделать бессмертными каких-нибудь людей или же какие-нибудь идеи. Долговечность памятника как бы должна обеспечить прошедшим событиям вечную память. Ибо сказано: «Мир боится времени, а время боится, пирамид»
Но кроме пирамид время ничего не боится. Чаще всего, изделия рук человеческих бессильны перед течением времени. О монументах в лучшем случае забывают, в худшем же случае их сносят. Кому, как не постсоветскому поколению об этом знать!
За семьдесят с небольшим лет существования коммунистического государства оно, государство это, приложило немало усилий, чтобы оставить память о себе везде, где возможно.
Легче всего было, по совету классиков, экспроприировать экспроприаторов. Поэтому в 1920-х годах по просторам Родины чудесной прокатилась волна переименований: Петроград стал Ленинградом, Царицын – Сталинградом. Даже город корабелов Николаев хотели переименовать в Верноленинск. И – что совсем в новинку – горную вершину пик Кауфмана переименовали в пик Ленина.
Памятников же советским вождям поставили видимо-невидимо. В основном прославляли уже умерших вождей: Дзержинского, Фрунзе и убиенного Кирова. Число памятников Ленину за всю историю советского государства превышало сотню тысяч. По идее в каждом мало-мальски крупном населённом пункте стоял памятник вождю мирового пролетариата. Памятников Сталину было, вероятно, ненамного меньше. Пока их все в одночасье не сняли.
Памятники Сталину были, честно говоря, однообразны. За оригинальность можно было поплатиться жизнью, поэтому их всех ваяли по одному канону. Ленин же, особенно после так называемого «разоблачения культа личности» стал вместилищем всего положительного и человечного. Поэтому иные скульптуры выглядели очень душевно. А иные – страшновато. Например, самый большой бюст в мире, установленный в Улан-Удэ: огромная голова Ленина. И всё.
Вероятно, второй в мире по величине бюст Ленина находится в Таджикистане, на севере республики. Он установлен на плотине Каттасойского водохранилища, возле города Истаравшан. Это единственный в мире бюст, снабжённый рукой, которой вождь указывает куда-то в светлое будущее. Бюст в Истаравшане настолько велик, что у местных властей не было денег его демонтировать. Вот и остался он единственным памятником Ленину в Таджикистане. Прочие – а их было немало – убрали.
Утилизация ленинизма
Да, демонтаж памятников вождю, оказался трудным делом. Не столько технически, сколько логистически. С дешёвыми гипсовыми памятниками вопросов не возникало: сокрушить и перемолоть в пыль. Но куда девать огромные металлические или каменные статуи?
А что если некоторые памятники Ленину имеют художественную ценность? Их можно поставить в музей или продать коллекционерам. Всё-таки, память суровых времён.
Впрочем, художественная ценность не всегда спасает.
Так называемый «ленинопад» в Украине начался 8 декабря 2013 года со свержения памятника Ленину в Киеве. Этот памятник имел, вероятно, самую большую художественную ценность в СССР.
Его создал в 1939 году знаменитый скульптор С. Д. Меркуров в пару к памятнику Сталину такого же размера. Оба памятника были выставлены на входе в советский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке. После выставки оба памятника вернулись в СССР. Памятник Сталину поставили на входе в Третьяковскую галерею, а памятник Ленину был подарен городу Киеву и установлен там напротив Бессарабского рынка в начале бульвара Шевченко.
Высокохудожественная скульптура почти вписалась в киевский пейзаж. Однако во время массовых волнений на Майдане его сбросили с пьедестала и безжалостно разбили, хотя могли бы неплохо продать. Но не всегда деньги важны. Свобода – важнее. Свобода мысли – тем более.
Ленин переехал
А теперь перенесёмся с Украины в Америку, в штат Вашингтон. Самый крупный город этого штата – Сиэтл. Город крупный, деловой. Среди прочего здесь живут люди, которые делают самолёты «Боинг». Не хухры-мухры! Вокруг города – прекрасная природа. Однако, произведениями искусства город не богат. В центре установлен бюст Сиэтла, индейского вождя в честь которого назван город. У музея авиации стоит небольшая, но миленькая скульптура мальчика с авиамоделью. Оно и понятно: «Боинг» рулит. В общем, не едут сюда туристы наслаждаться уличной скульптурой, как, например, в Париж или в Братиславу.
Однако, как это ни странно, Сиэтл прославился тем, что в нём уже более 25 лет установлен памятник Ленину. Да-да, Владимиру Ильичу! И памятник этот – вполне достойное произведение искусства, а не какая-то дешёвая поделка с протянутой в светлое будущее рукой. Пятиметровая фигура Ленина установлена на площади в пригороде Сиэтла, Фримонте. У статуи этой сложная, но интересная история.
Сама статуя, даже на фотографии, производит впечатление. Это – действительно вождь, который идёт в бой сам впереди своей армии. Ленинская армия – не символические фигуры («бежит матрос, бежит солдат, стреляют на ходу»), а стена огня, или может быть, абстрактное изображение толпы, ощетинившейся оружием.
Автор этого произведения искусства – словацкий скульптор болгарского происхождения Эмиль Венков (1937—2017). Сделанная им скульптура победила в конкурсе, объявленном Коммунистической партией Чехословакии в 1988 и была установлена в словацком городе Попрад. Жизнь памятника оказалась недолгой. В 1989 году, после того, как в Чехословакии победила «бархатная революция» и Чехия со Словакией мирно разошлись, памятник коммунистического режима был демонтирован и отправлен на переплавку.
Американец Льюис Карпентер, который жил в Попраде и преподавал там английский язык, в 1988 году, во время установки статуи, познакомился с Венковым. Он решил спасти произведение друга. По мнению Карпентера, статуя имела как историческое, так и художественное значение. К тому же он придумал, что она замечательно будет украшать вход в ресторан словацкой кухни, который Карпентер задумал открыть в США в городке, в котором он жил.
Карпентер отыскал статую, ожидавшую утилизации, на городской свалке. Он предложил муниципалитету Попрада купить статую Ленина за 13 тысяч долларов. Переправка статуи через океан обошлась дороже, чем собственно покупка, в 40 тысяч долларов. Однако, через полгода после прибытия статуи, Льюис Карпентер погиб в автомобильной катастрофе. Семья решила продать статую на литейный завод для переплавки. Однако, директор завода, который был приятелем Карпентера, придумал более интересный выход. Он договорился с администрацией Фримонта о передаче статуи в доверительное управление для продажи любому, кто пожелает её купить. И статуя вождя мирового пролетариата, а также главного борца с капитализмом была торжественно установлена на одном из перекрёстков Фримонта. Произошло это 3 июня 1995 года. Пикантность местоположения ленинского монумента состояла в том, что на соседнем перекрёстке был установлен ещё одна художественная достопримечательность Фримонта, купленная подешёвке на военном складе ракета 1950-х годов, которая когда-то была (возможно) нацелена на СССР. А неподалёку, под мостом, размещалась ещё одна художественная инсталляция и городская достопримечательность, злобный тролль. Раньше под мостом была свалка, но потом мусор вывезли и на это место поместили скульптуру сказочного персонажа. Следует добавить, что мост назывался именем, дорогим сердцу каждого советского человека, «Аврора». Так Ильич и стоял между Авророй и ракетой, осколком холодной войны.
В 1996 году статуя Ленина переехала на соседнюю площадь. Следует заметить, что её продажная цена уверенно растёт. Если в 1996 году за неё запрашивали 150 тысяч долларов, то в 2015 году – уже 250 тысяч. Так что желающим приобрести это произведение искусства, следует поторопиться.
И вновь продолжается бой
До определённого времени статуя Ленина в пригороде Сиэтла не особо привлекала внимание. Фримонт – это место, в котором проживают благополучные люди с достаточно широким кругозором, чтобы не поклоняться памятникам, а рассматривать их как абстрактные арт-объекты. Поэтому в Рождество на голову Ленину устанавливали Вифлеемскую звезду, а в Хэллоуин – улыбающуюся тыкву. Его рядили под Джона Леннона и надевали на него радужные тряпицы, чтобы отметить очередной городской парад гордости. Но когда под лозунгом «Black Life Metter» (Жизнь чёрных имеет значение) начался пересмотр американских деятелей, которым были поставлены памятники по всей стране. И памятники недостойным низвергались. Наверное, Владимир Ильич, который, конечно же, был идейно против расизма, пережил эти пертурбации в американском обществе. Но после начала войны в Украине памятнику стали мазать руки красной краской, а вокруг начали собираться митинги протестующих против того, что в родном городе стоит памятник русскому революционеру. Мэр Фримонта, оппортунист по своей должности, заявил, что следует подумать над вопросом сноса памятника Ленину, ибо не подобает идеализировать тех, кто совершал жестокости и пытался делить человечество по признаку того, кто мы есть и откуда.
Впрочем, от слов до дела – большая дистанция. Пока памятник Ленину в Сиэтле не демонтировали, и может быть, он так и останется на своей площади, призывающий к победе мирового коммунизма, но пока окружённый мелкобуржуазными магазинами и забегаловками.