публичный образовательный интернет-портал

История Чикагского аэропорта «О'Хара»

01/01/2021
Чикагский аэропорт О'Хара

Взгляните на карту Северной Америки. Город Чикаго находится едва ли не в центре континента. Не удивительно, что здесь чрезвычайно оживлённое движение самолётов. Международный аэропорт «О’Хара», который находится к северо-западу от Чикаго, ежегодно обслуживает более 75 миллионов пассажиров. По пассажиропотоку он является вторым в США и третьим в мире. В часы пик здесь каждый час отправляют и принимают более 200 самолётов из 60 стран.
Аэропорту Чикаго 19 сентября 1949 года присвоили имя лётчика-героя Эдварда Генри О’Хара (Edward Henry O'Hare; 1914 – 1943), который погиб в боях над Тихим океаном. Но международный код аэропорта (ORD) напоминает об другом имени, которым назывался этот аэропорт раньше.

Несколько слов про то, что такое международный код и о том, насколько он важен. Каждый аэропорт имеет официальное название и международный код. Этот трёхбуквенный код даётся аэропорту при открытии, регистрируется в международных информационных системах и попадает в такое количество документов, что заменить его практически невозможно, в то время, как официальное название аэропорта поменять можно. Если аэропорт за время своего существования менял своё название, его первоначальное наименование останется зашифрованным в международном коде. Например, аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге имеет международный код LED, которым закодировано прежнее название города, Ленинград.

Так вот, первоначально аэропорт «О’Хара» назывался «Orchad Place / Douglas Field» («Фруктовый сад / Аэродром Дуглас»). Этот аэропорт был сооружён авиационной компанией «Дуглас» в посёлке Orchad Place, находившимся километрах в 30 от центра Чикаго. В 1942 году компания «Дуглас» открыла здесь производство самолётов. В этом месте было всё, что нужно для завода. Из Чикаго приезжало достаточно квалифицированной рабочей силы, а в посёлке имелась подходящая инфраструктура: сюда были подведены железнодорожные пути. Авиазавод построил также собственный аэропорт, который после ввода в эксплуатацию был зарегистрирован под кодом ORD.

Закончилась Вторая мировая война, и «Дуглас» ликвидировал производство в Чикаго, а территорию заводского аэропорта передали в собственность муниципалитета.

К слову, в Чикаго уже работал городской аэропорт, причём аэропорт этот был международный. Открытый в 1927 году, он занимал в черте города площадь приблизительно 126 гектаров. В силу уже упомянутого центрового положения Чикаго, всего через пять лет после открытия аэропорт этот сделался самым загруженным в США. В тот же день, 19 сентября 1949 года, когда своё новое имя получил аэропорт «О’Хара», центральный городской аэропорт Чикаго назвали «Мидуэй». Мидуэй – это атолл в Тихом океане, вблизи от которого в июне 1942 года произошло морское сражение, ставшее поворотной точкой в войне на Тихом океане. Для американцев слово «Мидуэй» значит то же, что для русских слово «Сталинград».
Аэропорту «Мидуэй» уже тогда было тесно внутри большого города. Вокруг него со всех сторон построили городские кварталы и расширяться стало некуда. Поэтому в начале 1950-х годов, когда начались полёты пассажирских реактивных самолётов, было решено развивать периферийный аэропорт «О’Хара». Вскоре он превратился в главный аэропорт города. Коммерческие пассажирские рейсы отсюда стали отправляться уже в 1955 году, а с 1958-го аэропорт начал принимать и самолёты из других стран. Со временем в «О’Хара» перевели все рейсы воздушных судов из аэропорта «Мидуэй». После этого новый аэропорт очень быстро стал самым загруженным аэропортом мира. Сейчас здесь на полную мощность круглосуточно работают 7 взлётно-посадочных полос, а пассажиров принимают 4 терминала.

Кинофильм «Экипаж», 1979
Кинофильм «Экипаж», 1979

Зимой 1967 года аэропорт выдержал серьёзную проверку. Тогда над Чикаго пронеслась снежная буря невиданной мощности. Всё завалило снегом, и аэропорту пришлось почти на сутки прекратить работу. Для аэропорта такого масштаба подобная остановка была равносильна катастрофе.

Это событие вдохновило писателя Артура Хейли на написание романа «Аэропорт». А. Хейли в прошлом был военным лётчиком и хорошо знал, каким сложным хозяйством являются воздушные ворота большого города. Он слегка замаскировал аэропорт «О'Хара» псевдонимом «аэропорта имени Линкольна в Иллинойсе» и для заострения сюжета ввёл ещё террористический акт на борту самолёта, чего в реальности, конечно, не было. Роман Хейли стал бестселлером. В 1970 году Голливуд снял по этому роману блокбастер, первый в истории фильм-катастрофу «Аэропорт». До этого такого жанра не существовало, так что аэропорт «О’Хара» послужил, хотя и опосредствованно, развитию мирового кинематографа.
Свою премию за открытие нового киножанра получил и Артур Хейли. Поскольку кинофильм «Аэропорт» добился потрясающего успеха, за ним без промедления сняли ещё три картины о катастрофах с самолётами, уже никак не связанные с первоначальным романом А. Хейли. Несмотря на это, автору за каждый из вышедших фильмов выплатили гонорары по 100 тысяч долларов.

«Аэропорт» А. Хейли был популярен даже в Советском Союзе. В этом, фактически производственном романе, советскому читателю всё было в новинку: и чёткая работа всех служб огромного аэропорта, и террористические акты в авиалайнерах, да и просто обыденности тогдашней американской жизни удивляли.

Фильм же «Аэропорт» в СССР не показывали, главным образом, из-за высокой прокатной цены. Поэтому советская тема фильмов-катастроф была открыта в 1979 году фильмом режиссёра А. Митты «Экипаж». Фильм получился классный, запоминающийся, по праву вошедший в историю советского кино. И даже сейчас, по прошествии многих лет, он смотрится с интересом. Может быть, тому причина – толстая прослойка бытовых подробностей советской жизни, занявшая всю первую серию «Экипажа»?


Text.ru - 100.00%