
Нормандия – прекрасный край. Не даром его любили французские художники. В двух часах езды от Парижа – живописнейшие виды, прекрасные памятники. А ещё местная еда и питьё – вкуснейшие сыры, сидр, кальвадос и единственный в своём роде ликёр бенедиктин! Его история легендарна. В ней воедино смешались религия, искусство, любопытство и коммерция. Да так крепко смешались, что и не разберёшь на составные части. Всё равно, что с собственно душистым ликёром, составляющие которого известны, но выделить все вкусы из душистого и пьяного разнообразия затруднительно.
Бенедиктин очевидно связан с именем святого Бенедикта Нурсийского (480 — 547), основателем первого в Европе монастыря, написавшего устав монастырской жизни, которого придерживаются все без исключения монашеские ордена. Один из первых таких орденов был назван бенедиктинским по имени святого Бенедикта.
В отличие от, скажем, ордена францисканцев, бенедиктинцы не пробавлялись милостыней, а вели жизнь обустроенную и хозяйственную. Один из бенедиктинских монастырей находился как раз в Нормандии в городке Фекан (Fécamp).
В начале 16-го века здесь появился монах из Венеции, которого звали Бернардо Винчелли. Он обещал изготовить чудесный элексир, который будет излечивать от многих болезней. Элексир представлял собой спиртовую настойку на местных травах, которые Винчелли собирал на полях Нормандии, а также на основе целого букета восточных пряностей, которые он имел возможность достать, как уроженец города, ведущего торговлю с Константинополем, а занчит, со всем Востоком. Элексир из бенедиктинского монастыря в Фекане стал широко известен во Франции. Даже король Франциск I поправлял им своё здоровье.
Но в ходе бурной французской истории рецепт бенедиктинцев был утерян. Да и сам монастырь не уцелел в ходе той французской революции, которую мы со школы привыкли называть Великой.
Заметим, что Нормандия – край северный. Виноград здесь не вызревает. Зато есть множество яблок и груш, из которых местные крестьяне готовили сидр и гнали спирт. На основе этого спирта умельцы научились готовить прекрасный бренди, названный по имени одного из нормандских регионов, кальвадос. В Фекане изготовление спиртных напитков процветало. Практически в каждом доме стоял перегонный куб, и когда перегонные аппараты начинали работать, над городом стоял пьянящий дух, вдохновляющий на новые идеи.
Одна из таких идей в 1863 году пришла в голову местного торговца спиртными напитками Александра Леграна.
Он объявил, что в одном из старых манускриптов, уцелевших после разрушения монастыря бенедиктинцев в Фекане отыскал потерянный рецепт. Более того, Легран утверждал, что по найденному рецепту он восстановил старинный напиток, назвал его бенедиктином и выпустил в продажу. Подтвердить или опровергнуть это не представлялось возможным, но бенедиктин покупателям понравился. Настолько, что в 1882 году Легран решил расширить производство. Но в 1892 году строящийся винокуренный завод сгорел дотла.
Вспомнив слова святого писания о том, что есть время разбрасывать камни и есть время собирать каменья, Легран по проекту архитектора Камилла Альбера начал на прежнем месте возводить ещё более величественное сооружение, настоящий дворец.
Здесь он собрал образцы изящного искусства, найденные в развалинах местных нормандских монастырей, которых до революции здесь было очень много. Своё собрание Легран поместил не в музей, а в интерьеры дворца, в котором эклектически смешались неоготика и неоренессанс. По существу был этот дворец винокуренным заводом, изготовлявшим спирт из местного сырья, и на основе этого спирта производившего душистый ликёр «Бенедиктин». Завод-дворец открылся в 1898 году.
Бенедиктин является спиртовой настойкой 27 растений и специй. Причем среди этих растений и обычные: дягиль, иссоп, можжевельник, еловый цветок, мелисса, чай, и необычные, а иногда даже экзотические: мирра, шафран, мускатный орех, алоэ, тимьян, кориандр, гвоздика, лимон, ваниль, цедра апельсина, корица и мускатный орех.
Чтобы красивой легенде Леграна было больше веры, он добился от главы ордена бенедиктинцев официального разрешения на право производить этот напиток. По этой причине на каждой бутылке бенедиктина до сих пор стоят три буквы D. О. М. (сокращение латинской фразы «Deo Optimo Maximo», то есть «Богу всевышнему») и налеплена печать из красного воска.
Этот дворец не только главная достопримечательность Фекана, но он также является культурным центром города. Коллекция религиозного искусства, собранная наспех Александром Леграном, вписана сотрудниками музея в правильный контекст и производит впечатление на посетителей. Здесь же находится коллекция средневековых металлических изделий и библиотека старинных книг, взятых как бы из монастыря Фекана. В раздел современного искусства входит подборка винтажных и современных рекламных плакатов 19-го – 21-го веков.
В одном из залов дворца бенедиктина на полу рассыпаны все составляющие напитка, и следует сказать, что запах в этом зале такой приятный, что и уходить не хочется. Вдоль стен расставлены самые разные перегонные аппараты из сверкающей меди. Поверху тянутся медные трубы, которые слегка прикрываются витражами на исторические темы. Можно увидеть, как художник представляет себе историю создания знаменитого ликёра. На одном из витражей изображён король Франциск I, который в1534 году встретился с монахами из Фекана и принял от них в дар ликёр, изготовленный в монастыре.
На другом витраже можно увидеть выдумщика Александра Леграна, который смог превратить обычную винокурню в серию культурно-просветительских выставок. Производят впечатление и сами помещения дворца бенедиктина, украшенные резьбой по камню и по дереву, а также статуями святых из нормандских монастырей. Конечно, дворец в Фекане – это дворец бенедиктина, который ловко притворяется дворцом бенедиктинцев. Но вряд ли скромные монахи выстроили бы для себя такое помпезное строение.
Продолжением зала, где выставлены составляющие бенедиктина, является собственно винокурня и подвалы, в которых производится и хранится бенедиктин. Дистилляция и разлив всегда производятся именно здесь. После разлива ликёр выдерживается в дубовых бочках около двух лет в подвалах дворца.
На одной из выставок – почти тысяча бутылок с выпускавшимися когда-либо ликёрами.
Проходя между всем этим великолепием, можно попасть в магазин и в приятное затененное кафе на террасе. Здесь можно попробовать разные сорта бенедиктина в чистом виде или в коктейле. При этом следует соблюдать древнее правило монахов-бенедиктинцев: всё хорошо в меру.