…принадлежит народу
Тезис о том, что искусство принадлежит народу, когда-то сформулировал Ленин, поэтому в советское время этот сакральный лозунг бросался в глаза в любом заведении культуры. Хорошим тоном считалось засандалить его над сценой в зрительном зале провинциального дома культуры. Шоб массы видели…
Павел Михайлович Третьяков (1832 — 1898), классический пример русского мецената, в 1856 году начал собирать картины русских художников и в 1892 году подарил своё собрание любимому городу, Москве (то есть, говоря ленинскими словами, народу). Третьяков сформулировал свою идею не так афористично, но понятно. «…наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы тому же обществу в каких-либо полезных учреждениях». К слову сказать, Третьяков в своём круге не был исключением. Большинство московских купцов часть своего состояния вкладывали в различные благотворительные предприятия. Говоря словами Третьякова, возвращали обществу часть своего богатства. Третьяков был, пожалуй, первым из них, кто вложился в культуру. И вложился капитально. Третьяковская галерея входит в топ 10 известнейших мировых музеев.
Как это было
Только начав свою коллекцию, Павел Михайлович 29 мая 1860 года уже составил завещание, по которому коллекция картин и средства, отложенные на обустройство будущей картинной галереи должны были в случае его смерти отойти Москве. Павел Третьяков был тогда в цветущем возрасте, в котором думаешь не столько о смерти, сколько о жизни. Так что столь раннее завещание свидетельствовало об основательности решения употребить часть своих средств на общее благо.
С тех пор прошла изрядная доля жизни Павла Третьякова. Вновь задуматься о смерти его заставила неожиданная кончина младшего брата Сергея Михайловича, происшедшая летом 1892 года. Брат тоже коллекционировал живопись, но не русских художников, а иностранных, в основном, французских. В завещании Сергей Третьяков просил объединить своё собрание с коллекцией старшего брата, а кроме того, если Москва примет подарок братьев, то и ту часть общего дома, которая принадлежала Сергею Третьякову, следовало отдать в собственность Московской городской думе, для размещения собрания картин. Однако, пока галерея принадлежала Павлу Третьякову, завещание не могло быть выполнено.
31 августа 1892 года Павел Третьяков написал завещание о передаче в дар Москве объединённого собрания произведений живописи, а также дома для его размещения. Одновременно он послал письмо в городскую думу, уведомляя о своём решении.
Дело тронулось. В сентябре того же года состоялось заседание Московской городской думы, на котором дар братьев Третьяковых был с признательностью принят. Дума также решила ходатайствовать перед государем о том, чтобы подаренная коллекция впредь именовалась «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Со временем это название уплотнилось, но даже сейчас следует понимать, что когда мы говорим: «Третьяковская галерея», мы чтим память обеих братьев.
Кроме того, в январе 1893 года Московская городская дума решила ежегодно выделять для расширения галереи и приобретения новых картин 5 000 рублей. Эта сумма объединялась с суммами, завещанными на расширение галереи Сергеем Михайловичем Третьяковым. Павел Михайлович Третьяков был назначен попечителем новой галереи. В декабре 1896 года он получил ещё один знак общественной признательности и стал почетным гражданином Москвы.
Порядок и профессионализм
Официальной датой открытия Галереи, как московского музея, считается август 1893 года. Слово «московский» здесь существенно. В ранг государственных музеев Третьяковку возвели только после октябрьской революции, 3 июня 1918 года. А как частное собрание галерея Третьякова работала с 1867 года.
Оказалось, что частный музей и музей общественный должны функционировать совсем в разных режимах. Доступ в частный музей открыт не всякому. Гостей, как правило, приглашает хозяин. Он же должен работать экскурсоводом, рассказывая о своей коллекции в целом, и о самых главных экспонатах в частности. Ясно, что такой рассказ окажется очень субъективным. Но именно своей субъективностью он и будет хорош.
В публичный же музей доступ разрешён всем. Павел Михайлович Третьяков, заботясь о том, чтобы повысить общедоступность своей галереи, в своём завещании приказал не брать вообще платы за вход.
Оказалось, что общедоступность обусловливает необходимость пригляда и охраны. Да, художественный музей был диковинкой для Москвы. Да, в бесплатное заведение повалил народ самый разный. И, как следствие начались неприятности. У посетителей стали пропадать кошельки и вещи. Хуже того, началась кражи картин.
Галерея была в любимым детищем Петра Михайловича. Все картины он покупал лично и, как полагалось, покупки эти были оформлены через записи в конторских книгах. А вот собственно каталога музея не оказалось. Третьяков сделал городу подарок, но сколько картин он подарил, никто не мог бы сказать. Пришлось переписывать всю галерею. Составленный список отличался от того, к которому привыкли современные посетители. Это был список залов третьяковского дома и перечень картин в каждом зале. Иногда, когда обнаруживалась картина без названия, её наименование пытались разыскать либо по записям в конторской книге о произведенной покупке. За этим приходилось даже обращаться к художникам, благо они ещё были живы.
Картины в залах галереи висели очень тесно. К тому же П. М. Третьяков в завещании запретил изменять порядок развески. Только в 1945 году, когда Третьяковку возвратили в Москву из эвакуации (а эвакуировали её в Тюмень и в Свердловск), сотрудники музея разредили развеску картин и упорядочили картины не по времени их покупки, а по времени написания.
Переход Третьяковской галереи в общественную собственность резко повысил её популярность. О выставке стали писать в газетах. Сейчас бы это назвали белым пиаром. В результате галерею начали посещать в день по 70–80 человек в будни и по 200 в праздники. Самому Третьякову такая посещаемость казалась запредельной. Что бы он сказал, узнав, что нынче галерею посещают по нескольку тысяч зрителей в день?
Павел Третьяков, будучи богатым и активным заказчиком, определил направление развития русской живописи. Конечно, он был очень грамотный и постоянно обучающийся коллекционер, но, с другой стороны, свои вкусы художникам он не навязывал. Но художники –народ дошлый. Они сами часто подстраивались под вкусы Третьякова. Что зачастую гарантировало художнику покупку его произведения.
После кончины П. М. Третьякова галереей управлял выборный совет, а основную политику развития музея осуществлял попечитель. Это были люди, очарованные живописью не менее Павла Третьякова. Но живущие уже в другом времени. Благодаря этому Третьяковская галерея стала покупать картины художников, ушедших по своему творческому пути дальше передвижников. Третьяковка оставалась музеем русской живописи, но сама русская живопись изменялась. И хорошо, что галерея смогла измениться вслед за временем.
Устыдить императора
Мало кто замечает, что Третьяковская галерея повлияла на развитие интереса к русскому изобразительному искусству и другим образом. В апреле 1895 года царь Николай II узнал об открытии народной картинной галереи в Москве. Это была классическая инициатива снизу. Какой-то московский купец полжизни собирал на собственные деньги картины русских художников, а затем подарил их Москве. «Искусство принадлежит народу?» – вероятно задал сам себе вопрос Николай Александрович, и решил, что так быть не должно. Ведь поощрять искусства – функция императоров со времён великого Августа.
У царя и власть, и сила. 25 сентября 1895 года вышел императорский указ об учреждении «Русского музея императора Александра III». Для музея был выделен Михайловский дворец. Так было положено начало второму крупному, на этот раз императорскому, музею русской живописи. На обустройство здания и формирование коллекции живописи ушло 3 года. Музей открылся в марте 1898 года. Сейчас это – Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.