Панамский канал. Как разъединить два континента и объединить мир
1320 23/11/2022Как кому удобно
«Наша Родина прекрасна, любим мы ее ужасно. Ходим в школу каждый день, заниматься нам не лень»
И. Зверев. Художник Тютькин
С тех пор, как фламандский картограф Герард Меркатор напечатал свой первый сборник карт, поверхность земного шара проецировали на плоский бумажный лист самыми различными способами. Все эти способы были неточными, потому что развернуть поверхность шара на плоскость без искажений нельзя в принципе. Но зато каждый из таких способов представлял земную поверхность так, как это было удобно для тех или иных целей.
Составление карты – это всегда проецирование географических объектов на плоскость тем или иным образом. И здесь возможны по крайней мере, два способа проекции. При первом будут сохранены неизменными площади географических объектов и расстояния между ними, а вот их взаимное положение будет немного неправильным. Второй способ предполагает, что на карте неискажёнными остаются лишь направления между географическими объектами, а вот с изменением их реальных площадей придётся смириться.
Меркатор выбрал для своих карт второй способ представления потому, что главными потребителями карт в его время были моряки. Навигационная техника была неточной, географические координаты определялись с большой ошибкой. Но для моряков более важным было сохранить определённое направление движения, или, как говорилось, держаться на правильном румбе. В проекции Меркатора все линии, соединяющие пункт отправления и пункт назначения, были прямыми. Удобно!
Зато площади географических объектов на таких картах искажались значительно. И чем дальше от экватора, тем больше. Размеры Гренландии, например, в проекции Меркатора сравнимы с площадью Африки, хотя это не так, Африка гораздо больше.
Это – общее правило. Чем ближе к полюсу расположена страна, тем большими на карте в проекции Меркатора изображаются её размеры. Пространства России, и без того великие, на карте Меркатора увеличиваются раза в полтора. Может, потому в России до сих пор предпочитают изучать географию по картам в проекции Меркатора. Вероятно, так удобнее внушать малышам любовь к Великой Родине.
Соединить океаны
Главный перевозчик грузов до сих пор – морской флот. И уж если главные дороги на Земле морские, то можно сделать карту для моряков, на которой будет представлен весь мировой океан, а от всей суши останутся только берега. В самом деле, зачем гордому моряку Гималаи или пустыня Гоби? Это – для Пржевальского и для его лошадей.
Такую необычную карту интересно рассматривать, хотя бы для того, чтобы почувствовать, как разнообразен наш мир, и как наше представление об этом мире зависит от того, чем нам приходится заниматься. Ну, а немного привыкнув к моряцкому взгляду на жизнь, можно и задуматься об облегчении и усовершенствовании этой жизни.
С давних времён главный товарооборот происходил между изобильной Азией и куда как менее изобильной Европой. Португальцы в 15-м веке в поисках пряностей проторили морскую дорогу вокруг Африки в Индию. Англичане и голландцы попытались сделать то же самое через Северный Ледовитый океан, но не преуспели. Те же смелые путешественники, которые пытались достичь богатого Дальнего Востока, уходя из Европы на запад, наткнулись на новый континент. Лихой Фернандо Магеллан сумел обойти этот континент у его южной оконечности, но этот путь был длинным, а значит, тяжёлым и опасным. Хорошо бы найти какую-нибудь дверь, соединяющую два океана, Атлантический и Тихий! Или пробить её.
Место, в котором Тихий и Атлантический океаны максимально сближаются, было открыто в 1513 году. 25 сентября конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа и ведомый им отряд воинов в 200 человек, который сопровождали 600 грузчиков-индейцев, преодолел 48 километров от берега Атлантики и увидел расстилающуюся до горизонта водную равнину, которую мы называем Тихим океаном. Но провести какой-нибудь канал в диких джунглях не представлялось тогда возможным. Пришлось подождать всего 350 лет.
Водный коридор
На вышеупомянутой карте океанов есть ещё одно место, где сближаются два океана. Это перешеек между Средиземным и Красным морями, проходящий по Синайской пустыне. Длина этого перешейка – 160 километров.
Канал между двумя морями (а фактически, между двумя океанами, Атлантическим и Индийским) здесь построили уже в 500 году до новой эры. Он действовал с перерывами более 1000 лет, пока не был окончательно заброшен и засыпан в 776 году.
Канал, соединяющий два океана, решили восстановить только в 19-м веке. Работы начались в 1859 году. Руководила этими работами и финансировала их французская Всеобщая компания Суэцкого канала, которую возглавил бывший французский дипломат Фердинанд де Лессепс. Работы завершились через 10 лет. 17 ноября 1869 года движение по каналу было торжественно открыто.
Трудности при прорытии канала были громадны: в безводной пустыне под жарким солнцем работали тысячи человек, которые фактически находились на положении рабов. Только в 1863 году, после вмешательства правительства Египта, французы начали применять механизацию.
Но строительство Суэцкого канала оправдалось. Морской путь от Европы до Индии сократился на 10 тысяч миль и на 24 дня. Тем самым закончилось время самых быстрых в мире парусников, чайных клиперов, которые наперегонки со штормами неслись вокруг Африки с грузом свежего чая из Индии.
С 1872 года канал стал приносить прибыль, а акции компании Суэцкого канала неуклонно шли вверх. Фердинанд де Лессепс едва не стал в своей стране национальным героем.
Почему Фердинанду де Лессепсу не удалось стать национальным героем Франции
Нам ли стоять на месте? Фердинанд де Лессепс, уже прославленный организацией строительства Суэцкого канала, решил взяться за прокладку следующего канала в Панаме. Помните, что 350 лет назад выяснилось, что здесь – самое маленькое расстояние между Тихим и Атлантическим океаном? Предполагалось, что общая длина Панамского канала будет раза в три меньше Суэцкого канала. Значит, и здесь пророем! В своих дерзаниях всегда мы правы! И строительство Панамского канала началось в 1881 году.
И здесь начались один провал за другим. И все провалы происходили по объективным причинам, которые слишком плохо были изучены французскими инженерами и предпринимателями. Во-первых, Панамский канал оказался значительно сложнее Суэцкого. Суэцкий канал был проложен на ровном месте, поэтому обошлись без шлюзов. В Панаме рельеф оказался сложный: через реки, горы и долины… Судам, проходящим через Панамский канал, приходится подниматься на высоту 27 метров с помощью сложной системы шлюзов, а потом – опускаться на уровень моря.
Проектом были предусмотрены двенадцать шлюзов, шесть – на одной нитке, в сторону Тихого океана и шесть – на другой, в сторону Атлантики. Проектирование шлюзов взял на себя Гюстав Эйфель. Он уже был знаменит, как самый большой специалист по стальным конструкциям, инженер, показавший миру всю их красоту и вознесший над Парижем башню высотой в 300 метров. Это сильно повысило расходы на строительство, но Лессепс уже знал, как быстро окупаются каналы и выпустил дополнительные акции. И дополнительный выпуск разошёлся очень быстро: доходность акций Суэцкого канала вдохновлял брокеров на риск.
Во-вторых, Суэцкий канал прокладывали в безводной пустыни, и это казалось адским трудом. Но теперь обнаружилось, что у ада несколько кругов, и условия работы в тропиках во много раз хуже, чем в пустыне. Работать приходилось в джунглях, которые просто кишели змеями, малярийными комарами и хищниками. Работа в сухой пустыне кажется курортом по сравнению с работой во влажных тропических джунглях при среднегодовой температуре в 27°С. Кирками приходилось пробиваться сквозь скалы. За время строительства канала французами в Панаме скончалось минимум 20 тысяч человек.
Наконец, в-третьих, все руководители акционерного общества строительства Панамского канала были настолько уверены в успехе предприятия, что не слишком экономили деньги. А говоря проще, беззастенчиво раскрадывали средства. Компания Фердинанда Лессепса обанкротилась в 1889 году, построив канал всего на четверть. Банкротство стало неожиданным для вкладчиков, и во французский язык надолго вошло слово «le Panama» для обозначения крупного мошенничества, сопровождаемого коррупцией властных структур. Да, именно таким образом руководство кампании Панамского канала запомнилось благодарным потомкам.
Самого Фердинанда Лессепса, его сына Шарля, Гюстава Эйфеля, который занимал должность вице-президента компании и ещё нескольких сотрудников осудили за мошенничество в 1893 году и приговорили к тюремному заключению и крупным штрафам. Впрочем, Шарль Лессепс и Гюстав Эйфель были вскоре освобождены, а Фердинанд Лессепс скончался в 1894 году. Национального героя Франции из него не получилось.
Американцы пришли, порядок навели
Несмотря на провал французского предприятия, необходимость строительства Панамского канала стала уже насущной. Во-первых, как ни крути, а четверть работы сделана. Во-вторых, чем дальше, тем больше выяснялось, что эксплуатация канала будет чрезвычайно выгодной. Именно здесь пройдут главные морские пути из Европы и с восточного побережья США в Азию. В-третьих, США в конце 19-го века уверенно глядели на оба океана.
Если достроить брошенный французами Панамский канал, морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился бы на 13 тысяч километров: с 22.5 тысяч до 9.5 тысяч километров, то есть в 2.5 раза. Во многом из-за этого США в 1902 году решили возобновить строительство Панамского канала, для чего американское правительство предложило выкупить у Колумбии, в состав которой тогда входила провинция Панама, замороженные французские активы. Одновременно был предложен договор, по которому зона построенного-достроенного Панамского канала сдавалась в аренду США на длительный срок. Колумбийский парламент отверг этот договор.
Но американцы были настроены серьёзно, что тут же и показали. В это время в Панаме началось восстание против центрального правительства и США поддержали независимую Панаму. В благодарность за поддержку правительство новой страны продало Соединённым Штатам в бессрочное пользование зону Панамского канала всего за 10 миллионов долларов. Ширина этой зоны составляла около 16 километров. Французские активы американцы купили за 40 миллионов.
Американцам пришлось работать в тех же тяжёлых условиях влажных тропиков, в которых незадолго до них работали французы. Правда, за прошедшее время наука и техника пришли на помощь строителям. Во-первых, благодаря изобретению Альфреда Нобеля, появился динамит, который облегчил прохождение скалистых участков. Скалы попросту подрывали. А во-вторых, удалось победить жёлтую лихорадку. В 1900 году кубинские учёные обнаружили комара-переносчика болезни. Перед началом строительства были уничтожены все места обитания и размножения этих опасных насекомых.
Американцы строили Панамский канал с 1904 по 1913 год в основном силами военных строителей. Первый корабль прошел по Панамскому каналу 15 августа 1914 года. Приблизительное время прохождения Панамского канала составляет от 8 до 10 часов.
Разъединив северную и южную части американского континента, канал объединил мир, стянув на себя самые напряжённые грузовые пути. С течением времени пропускная способность Панамского канала возросла практически на порядок. В течение 1914 года он пропустил тысячу кораблей, а в 2008 году — почти 15 тысяч.
В общем Панамский канал сократил морские пути, соединяющие восточную и западную части Американского континента приблизительно в 2.5 – 3 раза. Благодаря ему сократилась протяжённость морских путей между тихоокеанскими портами США и атлантическими портами стран Латинской Америки, а также расстояния до европейских портов. Очень важна роль Панамского канала и для стран Латинской Америки. Он значительно сокращает пути между странами Атлантического и Тихоокеанского побережий и тем самым облегчает экономические связи между ними. Например, расстояние от Нью-Йорка до Эквадора вокруг континента составляло 19.5 тысяч километров. Панамский канал сокращал это расстояние до 6006 километров, то есть в 3.25 раза.
Как работает Панамский канал
Панамский канал – сложное инженерное сооружение. Его протяжённость составляет 82 километра при ширине, которая изменяется от 150 до 300 метров. При этом канал рассчитан на проход океанских судов. Его глубина — от 15 до 26 метров. Фарватер канала в основном следует прежнему руслу реки Чагрес, поэтому он извилистый, а не прямой. В двух местах русло канала перекрывается плотинами, благодаря чему образовались два водохранилища, озеро Гатун и озеро Алахуэла, по которым происходит движение судов.
Практически посередине канала находится водораздельная гора Кулебра. При строительстве канала это был самый трудный участок. Здесь корабли проходят на протяжении 11 километров между двумя крутыми и отвесными склонами холмов высотой 50—60 метров.
Суда движутся от океана до океана через трёхступенчатую систему шлюзов, сначала поднимаясь на высоту 26 метров, а потом опускаясь. Длина камер шлюзов — 305 метров, ширина — 33,5 метра. По двум параллельным ниткам шлюзов суда проходят одновременно в двух направлениях.
Чтобы обеспечить более высокую безопасность прохождения судов через канал, было принято решение о том, что корабли вдоль шлюза будут перемещать специальные электрические локомотивы, и они не будут двигаться своим ходом. Эти электровозы производят в Японии. Стоимость каждого – 2 миллиона долларов.
Обычно корабли проходят через Панамский канал 8 — 9 часов. За сутки через канал проходит до 50 судов. Ежегодная же пропускная способность канала около 14 тысяч судов. Через Панамский канал проходит 1.35 миллионов тонн грузов, то есть приблизительно 5% мировых грузоперевозок. 60% всех грузов, перевозимых через канал перевозятся между Атлантическим и Тихоокеанским побережьями США. 20—22% грузов имеют своим назначением порты Европы, остальные идут в Японию (4,5%), КНР (5%), Тайвань, Южную Кореи и в прочие страны мира.
В панамскую собственность территория канала перешла в 1999 году.