публичный образовательный интернет-портал

Из жизни паровозов

1318 12/11/2022
Паровоз Уильям Мэнсон
Паровоз серии «Л» на плакате «Слава советским железнодорожникам»
Паровоз серии «Л» на плакате «Слава советским железнодорожникам»

Они уже не вернутся.

Когда в Советском Союзе в конце 1950-х годов закончилась эра паровозов, мудрые руководители страны не отправили их на переплавку, а загнали в базы запаса, многокилометровые железнодорожные ветки, где отстаивались резервные вагоны и локомотивы. Мудрость руководства состояла в том, что паровозы могут работать даже в условиях полнейшей разрухи, которая, как предполагалось, наступит в случае ядерной войны. Электровозы станут, поскольку не будет электричества. Тепловозы замрут без подвоза дизельного топлива. Паровозы же могут работать на угле и даже на дровах.

В связи с этим можно было представить совершенно апокалиптическую картинку. Вот по радиоактивной пустыне ползёт паровоз, пыхтя чёрным дымом. Экипаж в противогазах. Помощник кочегара забрасывает в топку полешки. Паровоз тащит железнодорожный состав из нескольких вагонов. Это разработанные советскими конструкторами стратегические ракеты железнодорожного базирования, замаскированные под мирный товарный поезд. В каждом вагоне этого поезда – ракета с ядерной боеголовкой, нацеленная на вражеские города и пусковая установка для этой ракеты. Врагу будет нанесён сокрушающий ответный удар!

Рейнхильские состязания паровозов. Художник Алан Фернли (Alan Fearnley)
Рейнхильские состязания паровозов. Художник Алан Фернли (Alan Fearnley)

По этой причине базы запаса, где стояли старые паровозы, сперва числились секретными объектами. Но вскоре пути, забитые ушедшими на пенсию старыми локомотивами, стали называть «кладбищами паровозов». И то сказать, без обслуживания и без хотя бы небольшого движения гордые красавцы быстро превращались в хлам. Не удивительно, что этот грустный факт отметил прекрасный поэт Ярослав Смеляков и даже всплакнул над ним.

Сейчас эти кладбища паровозов стали своеобразными туристическими объектами. Особенно известна база запаса станции Шумково в Кишертском районе Пермского края. Там старых паровозов километры. Известность только способствует ускоренному разрушению старых локомотивов. Каждый пришедший сюда норовит хоть гайку с локомотива на память открутить.

Самая лучшая судьба для старого паровоза с такого кладбища – стать памятником или хотя бы развлекательным объектом. Так, в 1996 году на территорию Бадаевского завода в Москве доставили раритетный паровоз серии Су и три дореволюционных железнодорожных вагона, в которых должен был разместиться дорогой ресторан под названием «Царский поезд». Но что-то не срослось, вагоны отправили в металлолом. Паровоз же сейчас стоит непонятным памятником прошлому, дожидаясь решения своей странной судьбы.

Когда они родились?

Весна в депо, Художник Виктор Попков, 1958
Весна в депо, Художник Виктор Попков, 1958

Изобретателем парового двигателя считается Джеймс Уатт. Первоначально паровой двигатель использовали для откачки воды из угольных шахт. Но уже тогда универсальность парового двигателя была очевидна. Паровые машины в скором времени начали двигать станки на фабриках и заводах. И многие изобретатели уже задумывались о том, что паровой двигатель может двигать и повозки.

Среди них был и Джордж Стефенсон (George Stephenson; 1781 — 1848). Его считают изобретателем паровоза, хотя экипажи с паровым двигателем придумывали и до него. Но Стефенсон не только придумал практически все узлы будущих локомотивов, но и удачно их скомпоновал.

Кстати и слово «локомотив» – придумка Стефенсона. В 1823 году в Англии началось строительство первой в мире железной дороги общего назначения от Стоктона до Дарлингтона. Стефенсон участвовал в строительстве этой дороги и открыл первый в мире паровозный завод. Каждый паровоз в те годы был машиной единственной в своём роде, поэтому каждому паровозу давалось своё собственное имя. Первый паровоз, произведённый на заводе Стефенсона назывался «Локомотив» от английского слова «Locomotion», то есть «Сдвигание с места». 27 сентября 1825 года этот паровоз протащил по вновь построенной дороге поезд из 34 вагонов на расстояние 21 километр.

Ремонт паровоза. Художник А. Н. Самохвалов, 1931
Ремонт паровоза. Художник А. Н. Самохвалов, 1931

15 сентября 1830 года, открылась железная дорога между Ливерпулем и Манчестером. Её длина была 50 километров. И приблизительно за год до открытия, с 6 по 13 октября 1829 года состоялись испытания локомотивов для строящейся дороги. Испытания эти проводились при большом стечении народа на ровном участке длиной в три мили неподалёку от городка Рэйнхилл. Поэтому они и вошли в историю, как «Рэйнхильские гонки». Паровоз Дж. Стефенсона «Ракета» оказался единственным победителем в этих соревнованиях. Остальные просто сошли с трассы.

Какими они были

Паровой двигатель можно назвать двигателем внешнего сгорания в противоположность известным двигатели внутреннего сгорания, которые стоят на автомобилях. В двигателях внутреннего сгорания тепловая энергия выделяется при сжигании топлива непосредственно в рабочем пространстве цилиндра, над движущимся поршнем. 

Тепловая энергия в паровом двигателе получается при сжигании топлива в топке. Тепло нагревает воду в котле паровоза и превращает её в пар, который нагретый до высокой температуры, перемещается по паропроводу к цилиндрам, где, расширяясь толкает поршни то в одну, то в другую сторону. Движение поршней передаётся с помощью могучих шатунов на большие колёса локомотива.

Зачем локомотиву большие, едва ли не в человеческий рост, колёса? Для того, чтобы развивать большую скорость. Ведь частоту движения поршней в цилиндрах нельзя менять в широких пределах, и коробки передач, как на автомобилях у паровозов нет.

Паровоз Щ, как типичный дореволюционный паровоз
Паровоз Щ, как типичный дореволюционный паровоз

Упущенные возможности?

После того, как паровозы покинули железные дороги, паровые двигатели, кажется, стали музейными экспонатами или героями фантастических фильмов и романов в стиле «стимпанк». Автомобиль с паровым двигателем кажется несуразицей и нелепицей.

Между тем, ещё в начале 20-го века паровые автомобили были вполне конкурентоспособными в сравнении с двигателями внутреннего сгорания. У паровых автомобилей были свои преимущества и многие компании всерьёз разрабатывали эту ветвь автомобилей. Самого большего успеха достигла американская компания «Doble Steam Motors» братьев Добль. Душой проекта был Абнер Добль.

Автомобиль компании «Doble Steam Motors» был выше всяческих похвал и лучше всех современных ему автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Он быстро и без всякого усилия разгонялся до 150 км/ч и оказался лёгок в управлении. Шума двигателя не было слышно, а поскольку у автомобиля не было коробки передач, фактически отсутствовали вибрации. Автомобиль нёсся по дороге, словно призрак и был чрезвычайно устойчив, потому что имел большой вес и низкий центр тяжести. Смотреть на то, как эта машина, изготовленная почти сто лет назад, несётся по современному шоссе – истинное удовольствие. И да, коэффициент полезного действия у паромобиля был сравним с таковым у автомобилей того времени. Вообще, паровой двигатель может быть весьма экономичным.

Паровоз «Иосиф Сталин». Художник Пётр Иосифович Смукрович, 1934
Паровоз «Иосиф Сталин». Художник Пётр Иосифович Смукрович, 1934

Но все выпущенные компанией автомобили делались вручную и потому стоили чрезвычайно дорого. Их, действительно, покупали миллионеры. И всё же, к 1931 году фирма разорилась.

Согласно известному принципу Парето, на достижение 80% результата уходит всего 20% времени, а оставшиеся 80% тратятся на достижение совершенства. Не будь Абнер Добль перфекционистом, стремящимся достигнуть отличных, а не приемлемых результатов, его компания могла бы начать производство дешёвых автомобилей с паровым двигателем и захватить рынок, как это сделали, например, компании «Ситроен» и «Пежо». И, может быть, проблема загрязнения атмосферы не стояла бы сейчас столь остро.

Как их называли

Но вернёмся на железную дорогу. Ещё при жизни Дж. Стефенсона железные дороги стали расползаться по всем странам и континентам, а паровозы стали производить на специальных заводах. Паровозов требовалось много и паровозостроение стало серийным производством.

Паровоз ФД (Феликс Дзержинский)
Паровоз ФД (Феликс Дзержинский)

Теперь уже собственное имя давали не каждому паровозу, а целой серии. Иногда такое название было эпóнимом, чаще всего именем проектировщика или производителя.

На американском континенте самыми распространёнными паровозами долгое время были паровозы серии «Уильям Мэйсон», которые выпускались, начиная с 1856 года заводом «Mason Machine Works». Паровозы эти стали участниками истории страны и её символами. В настоящее время это – самый старый американский паровоз, находящийся в рабочем состоянии. Этот воистину исторический артефакт находится в железнодорожном музее в городе Балтиморе (штат Мэриленд, США).

В Российской империи было несколько крупных паровозостроительных заводов: в Луганске, в Коломне, в Брянске, в Санкт-Петербурге. Производство на этих крупных заводах также было крупносерийным. Серии обозначали обычно большими буквами русского алфавита, иногда с добавлением маленькой буквы. И некоторые из паровозных серий оказались эпонимическими. Так серию грузовых паровозов, выпускавшихся в Российской империи и Советской России с 1906 по 1918 год назвали в честь выдающегося конструктора паровозов профессора Николая Леонидовича Щукина. Паровозы серии Щ как бы подвели черту под достижениями локомотивостроения, сложившимися к концу 19 века.

Паровоз серии «Л» («Лебедянка») в пробной обкатке в марте 2018 года, станция Осташков
Паровоз серии «Л» («Лебедянка») в пробной обкатке в марте 2018 года, станция Осташков

Другая серия российских магистральных пассажирских паровозов, Лп, была названа в честь конструктора Вацлава Лопушинского. Паровозы этой серии до конца 1920-х годов были самыми мощными пассажирскими паровозами в Европе. Они производились в 1914—1918 и 1923—1926 годах на Путиловском заводе.

После Октябрьской революции вплоть до начала 1930-х годов по советским железным дорогам бегали в основном паровозы дореволюционных серий. Когда, наконец, были спроектированы мощные паровозы новых серий, этим сериям дали большевистские имена: СО в честь Серго Орджоникидзе, ФД в честь Феликса Дзержинского, а также ИС в честь Иосифа Сталина. Паровозы серии ФД начали выпускать в 1931 году и это были мощные грузовые локомотивы.  Паровоз ИС был самым мощным пассажирским локомотивом, так сказать, гордостью советского паровозостроения. Водить паровозы, освящённые именем вождя, считалось делом почётным, и не всякой паровозной бригаде это доверяли. Впрочем, иногда бывало и наоборот: премии и награды получали в первую очередь машинисты, водившие могучие ИС.

Тех, кто знаком с советской жизнью не очень удивит факт, что проектирование и производство советских паровозов трёх перечисленных «большевистских» серий курировали и контролировали карательные органы. Ну, куда же без них при строительстве светлого будущего!

В проектировании всех трёх мощных советских паровозов участвовал выдающийся советский инженер Лев Сергеевич Лебедянский. В 1947 году в знак признания его заслуг серию паровозов П («Победа») переименовали в серию паровозов Л.  Паровозы этой серии были последними из советских локомотивов на паровой тяге. Коэффициент полезного действия «мамонтов пятилеток», как назвал паровозы Ярослав Смеляков, повысить было нельзя, и они уступили место электровозам и тепловозам.


Text.ru - 100.00%