публичный образовательный интернет-портал

Музыка моря и море музыки

1316 27/10/2022
Саксофонист. Художник Андрей Атрошенко
Поднятие Чернильного флага 10 мая 1949 года
Поднятие Чернильного флага 10 мая 1949 года

Город на жаре

Житель России не мыслит летнего отдыха иначе как у тёплого моря на жарком солнце.

В израильском Эйлате солнце достаточно жаркое круглый год. И море всегда тёплое – 25 градусов. Не мудрено, что Эйлат, самая южная оконечность страны – идеальный город для отдыха.

При этом Эйлат – город довольно молодой. Перед войной за Независимость здесь находился заброшенный пограничный пост Ум Риш Раш, метивший границу между Османской империей и Египтом. А больше ничего здесь не было. По плану раздела Палестины, утверждённому в 1948 году ООН, эту часть берега отдали вновь организованному государству Израиль. 10 марта 1949 года сюда пришли бойцы бригады «Негев» и подняли на безлюдном берегу государственный флаг. Как известно флаг Израиля – белый с синими полосами и шестиконечной звездой – магендавидом. Но вот беда: не было у наступающих бойцов флага государства. Из положения вышли просто: синими чернилами разрисовали простынь. Этот «чернильный флаг» и был поднят 10 марта 1949 года. Ум Риш Раш переименовали, дав населённому пункту библейское имя Эйлат.

Десять лет здесь, что называется, на краю света, находилась военная часть и посёлок, в котором жили пограничники, работники порта и медного рудника. Медь добывали в Тимне, где в древности находились медные рудники ещё царя Соломона. Месторождение было небедное, если меди в Тимне хватило до 20-го века. На границе с Иорданией стояло несколько хижин, там жили рыбаки, которые организовали свой рыбацкий кооператив. Когда в 1959 году Эйлат объявили городом, в нем проживало всего 6000 человек.

Индустрия отдыха возникла здесь в конце 1950-х — начале 1960-х годов, когда были построены первые отели «Царица Савская» и «Эйлат», а чуть позже – «Красная скала». Поскольку в городе было много приезжих, эти отели не пустовали. Более того, абсолютное ощущение пустыни, оглушительная тишина и почти полное безлюдье в сочетании с некоторыми удобствами современной цивилизации сделали это место популярным у тель-авивской богемы. Здесь можно было оторваться по полной, не опасаясь, что завтра о твоих художествах узнают все.

Потом несколько отелей и домов отдыха построило здесь профсоюзное объединение Гистадрут. Более того, когда в конце 1980-х – в начале 1990-х годов в Эйлате началось массовое строительство отелей, именно профсоюзы закупали здесь бóльшую часть мест, во-первых, обеспечив прибыльность отелей, а во-вторых, приучив израильтян к достаточно необычному для них в те годы пляжному отдыху, который на иврите до сих пор в шутку называется «бетен – гав», то есть «живот – спина».

Поднятие Чернильного флага. Скульптура в Эйлате Бернарда Редера
Поднятие Чернильного флага. Скульптура в Эйлате Бернарда Редера

Развитие аэропорта, который до недавнего времени находился в центре города, привело к появлению зарубежных туристов и туристок, в основном из северных стран Европы. В начале 1990-х годов фурор на эйлатских пляжах производили белокурые шведки и норвежки, загоравшие топлес.

В общем главной отраслью промышленности в Эйлате стали гостиницы и сфера услуг, развернувшаяся вокруг них.

Музыка нас связала

Эта сфера предполагала и создание индустрии развлечений. Нежиться под солнышком на пляже и плескаться в ласковых водах Красного моря, конечно, здорово. Обильная и вкусная еда, иной раз подаваемая по принципу «всё включено», конечно, менее здраво, но всё же приятно. Однако, кроме удовольствия от потакания базисным инстинктам, человеку хочется зрелищ. Эта потребность тоже была удовлетворена. До конца 1980-х годов в Эйлате было множество кинозалов, но потом они исчезли, зато в центре города появился один большой кинотеатр со стереоэффектами. А в дополнение к небольшим группам и ансамблям, выступающим в лобби отелей, появился целый цирковой театр “Wow!”, в котором выступают профессиональные актёры со всего мира.

Но, пожалуй, главной культурной изюминкой Эйлата является фестиваль «Джаз на Красном море». Этот фестиваль проводится с 1987 года. Он уже стал музыкальным событием мирового масштаба. Некоторые о существовании Эйлата узнают благодаря этому фестивалю, который проводится на берегу Красного моря в последнюю неделю августа.

Эти дни реально превращаются в нескончаемый праздник. Концерты с наступлением темноты проходят на пляже «Palm Beach», и многие слушатели поселяются здесь же в палатках. В заключительный день какой-нибудь классный отель представляет место для проведения итогового джем-сейшна. На джеме выступают израильские исполнители и гости из-за рубежа.

Успех фестиваля джаза в Эйлате настолько велик, что, начиная с 2011 года его устроители стали проводить как бы вторую его серию, джазовый фестиваль «Зима на Красном море». Зимний фестиваль проводится в одном из больших отелей и поэтому привлекает публику более старшего возраста и более состоятельную. 

Джаз-банд на подъезде к порту Эйлата
Джаз-банд на подъезде к порту Эйлата

Скульптура – застывшая музыка

Вообще Эйлат, как говорилось, город молодой и, следовательно, памятниками не избалованный. Проблема решается установкой различных скульптур, как правило небольшого размера.

Вообще-то ортодоксальный иудаизм – против установки фигуративных скульптур. Поэтому в Израиле можно увидеть много абстрактных скульптур, а вот изображение какого-нибудь героя на коне отыскать сложно, хотя и можно. Но поскольку с точки зрения ортодоксального иудаизма Эйлат – город богопротивный, где даже соблюдение субботы – скорее исключение, чем правило, то и запрет на установку скульптур, изображающих конкретные фигуры, здесь не соблюдается. В центре города, у городского мола, есть площадь Ум Риш Раш, отмечающая место, где в 1949 году был поднят Чернильный флаг. Сейчас здесь  установлена скульптура, изображающая это событие. То, что эта скульптура напоминает знаменитую американскую скульптуру установки флага на острове Иводзима лишний раз показывает, что захват юга страны был для Израиля не менее важной военной операцией, чем высадка на Японских островах для американцев.

Среди других запоминающихся скульптурных объектов Эйлата – бык на пляже возле отеля «Дан». На жаргоне биржевых брокеров бык – это символ роста индекса Доу-Джонса, а значит, процветающей экономики.

Саксофонист на берегу Красного моря
Саксофонист на берегу Красного моря

И, пожалуй, не забыть бы ещё светофорное дерево, которое можно назвать памятником погибшим городским светофорам. В Эйлате от светофоров избавились радикально, превратив все перекрёстки в площади с круговым движением. А появившиеся в результате этого круговые площади стали ещё одним местом для установки городских скульптур. Чтобы глаз отдыхал, а сердце радовалось.

На одной из таких площадей на пути к Коралловому рифу установлен даже памятный знак в честь масонской ложи Эйлата, одной из трёх масонских лож в Израиле. Две другие находятся в Иерусалиме и в Яффо.

Одним словом, ездить по Эйлату стало интересно. Что ни площадь, то открытие.   

Поющие души

На одной из таких площадей, которая находится рядом с небольшим, но важным для страны портом Эйлата, можно увидеть интересную скульптурную группу. Эта группа, свидетельствует о том, что Эйлат и джаз вполне резонируют друг с другом. Тем более, что – вспомним – дорога эта ведёт к пляжу «Palm Beach», месту проведения фестиваля «Джаз на Красном море».

Группа изображает джаз-банд. По кругу стоят пять музыкантов, играющих на основных инструментах, без которых нельзя представить джаз. Это труба, саксофон, трамбон, контрабас и ударные. Обычно в таких группах духовые инструменты создают мелодию, а контрабас и ударные – ритм.

Трамбон и контрабас на берегу Красного моря
Трамбон и контрабас на берегу Красного моря

Труба считается одним из самых джазовых инструментов. В джаз оркестрах она появилась после Первой мировой войны, заменив кларнет. Кларнет был менее дорогим инструментом, но и играл он тише. Труба же кричала, жаловалась и смеялась, как живая. Ей простили аристократическое «белое» происхождение из симфонического оркестра и приняли в джаз, как солистку. А спустя недолгое время, благодаря таким музыкантам, как Луи Армстронг, Генри «Ред» Аллен и Рой Элдридж труба стала королевой джаза.

Но вскоре ведущую роль в джаз-бандах занял саксофон. Это – один из немногих инструментов, происхождение которого мы знаем и изобретатель которого, Адольф Сакс, нам известен. Саксофон и назван по имени изобретателя, человека нелёгкой судьбы.

Саксофон занял первое место в джаз-оркестрах по ряду причин. Во-первых, научиться игре на саксофоне было гораздо легче, чем, к примеру, на трубе. Уже через несколько часов новичок осваивал простейшие мелодии. А во-вторых, звучание саксофона более других джазовых инструментов напоминало человеческий голос. Музыкант словно бы говорил со слушателями. А откровенность в таком камерном жанре, как джаз, стоит дорого.

Тромбон никогда в короли джаза не рвался, но занял надёжное место, сопровождая своим нежным басом и крики трубы, и нежные вздыхания саксофона. А ещё это волшебство, когда тембр баса изменяется в такт движению руки тромбониста и щекочет не уши, а душу! В самом деле, незаменимый инструмент для джаз-ансамбля.

Трубач на берегу Красного моря
Трубач на берегу Красного моря

Контрабас до 1940-х годов не был обязательным инструментом джаз-оркестра. Но постепенно его популярность росла во многом благодаря технике пиццикато, которую придумал в далёком 1911 году Билл Джонсон. Во время концерта у него сломался смычок, но – show must go on! – музыкант продолжил играть пальцами. И открыл слушателям совершенно новое и непривычное звучание старого доброго контрабаса. Инструмент раскрыл свои новые возможности, позволив задавать ритм мелодии тихими басовыми ударами. В джазовом ансамбле контрабас является главным аккомпанирующим инструментом. Он подпевает негромко, но попробуй-ка обойтись без него!

Однако главный ответственный за ритм в джаз-оркестре – ударник. Его хозяйство – самое заметное на сцене. Несколько барабанов, большой, малый и напольный, две тарелки на одном стержне, управляемые педалью, одна тарелка с коротким и звонким звучанием и ещё одна тарелка, дающая при ударе сильный шипящий звук. Музыкант-ударник сидит на особом табурете, в его распоряжении и барабанные палочки, и особенные щётки, и специальные колотушки. Иногда ему выпадает сольная партия, тут уж все взгляды зрителей – на него и ударник входит в раж, выкладываясь по полной. Зрелище незабываемое!


Text.ru - 100.00%