Какая женщина первой совершила кругосветное плавание? Француженка Жанна Баре
1313 09/10/2022Неполиткорректное вступление
Что бы там не говорили, но мир крутится вокруг женщины. Вокруг её нескончаемых, непостижимых и непререкаемых желаний. Да что там, сама женщина – олицетворение желания, которое заставляет мужчинок совершать подвиги, быть повелителем и добытчиком, волчком вращаться и волком выть. В общем, крутить колесо жизни.
Политкорректное вступление
Хотя, думается, что, если допустить женщин к этому самому колесу, оно бы крутилось гораздо лучше. Поживее, с иллюминацией и с музыкой. Потому что любое дело, которое делает мужчина, женщина сделает не хуже. А иной раз, даже лучше.
Женщина на корабле
И тут, пожалуй, самое время рассказать о женщине, которая первой в мире совершила кругосветное путешествие. Причем не пассажиркой в каюте, а в качестве члена экипажа. И произошло это в 18-м веке, когда примета о том, что пребывание женщины на корабле приводит к несчастью, считалась едва ли не законом природы. Поэтому неожиданную попутчицу в юбке ждали бы на корабле большие неприятности.
Что из этого следовало? Сменить одежду, нарядиться мужчиной!
Смелую и сообразительную женщину, о которой будет наш рассказ, звали Жанной Баре (Jeanne Barret; 1740 — 1807). В 1766 году она, переодевшись мужчиной, взошла на корабль, принимавший участие в первой французской кругосветной экспедиции. Зачем? Во-первых, чтобы не разлучаться с возлюбленным. Возлюбленного звали Филибер Коммерсон (Philibert Commerson; 1727 — 1773). Коммерсон был натуралист, ботаник и медик. Именно, как естествоиспытатель он был принят в экспедицию. И поднялся на борт с помощником, Жаном Баре. Никто не знал, что это не Жан, а Жанна.
Едем мы, друзья, в дальние края
В экспедиции Бугенвиля было два корабля, флагман «La Boudeuse» («Ворчунья») и «L'Etoile» («Звезда»), на котором находились Коммерсон и Жанна. «La Boudeuse» покинул Францию 15 ноября 1766 года с капитаном Бугенвилем на борту. «L'Etoile» покинул французский порт Нант гораздо позже.
Дело в том, что Бугенвиль собирался после стоянки в порту Монтевидео отплыть на Фолклендские острова. За несколько лет до этого он открыл эти острова, назвал их Мальвинскими и организовал там небольшую колонию беженцев из французской Канады, захваченной англичанами. Но сейчас в результате международного договора острова отходили к Испании, и французских колонистов следовало оттуда забрать. На все эти операции требовалось время, и Бугенвиль расчитывал, что к моменту прихода в Монтевидео второго корабля он уже освободится для главной миссии, первого французского кругосветного путешествия.
Помощница умная и красивая
Уж если Коммерсон решился ради Жанны нарушить правила, значит была она красивой женщиной. Но, самое главное, её женские прелести не настолько выдавались, чтобы Жанна, переодевшись, не могла сойти за молодого человека. Безусое и безбородое лицо своего как бы помощника Коммерсон оправдывал тем, что юноша – евнух.
Жанна делила каюту с шефом, который был на 13 лет старше. Кто-то назовёт Коммерсона старым сластолюбцем, но, как говорится в девизе английского ордена Подвязки, «Да устыдится тот, кто плохо об этом подумает». Жанна Баре была совсем не субреткой-метресской, а настоящей помощницей учёного. То есть, с точки зрения экипажа, конечно, помощником. Несмотря на своё крестьянское происхождение, Жанна умела читать и писать, что даёт основания предположить, что она происходила из семьи гугенотов, которые отличались большей грамотностью, чем рядовые французские крестьяне-католики.
Жанна быстро навела порядок в бумагах начальника и вела дневник естествоиспытателя. Она высаживалась на берег вслед за хозяином, тащила на себе оружие и инструменты. Иной раз Коммерсон болел, и тогда его прилежный помощник самостоятельно выполнял научные наблюдения, собирал растения для коллекции и описывал собранные материалы.
Когда «L'Etoile» стал на якорь в Рио-де-Жанейро, по плану естествоиспытателей следовало изучить тропические джунгли, окружавшие город. Но в это время Рио охватили беспорядки. Сходить на берег было смертельно опасно. По крайней мере, Коммерсон решил остаться на корабле. Жанне же он поручил собрать на суше образцы растений. И она смело покинула корабль, чтобы с честью выполнить задание. Это был серьезный риск для жизни, и слугу корабельного натуралиста хвалили все. Смелый парень!
Как не вспомнить тут древнюю советскую кинокомедию про девушку, переодевшуюся гусаром, чтобы участвовать в патриотической войне 1812 года? В этом фильме фельдмаршал Кутузов, узнав правду, сначала гонит героиню из армии, ибо позор и поношение. Но потом снисходит к её мольбам и разрешает остаться в рядах воинов. Более того, приняв доклад от бравого поручика Ржевского, после его ухода говорит: «Хорош! А девкой был бы краше!»
В нашем случае в подобном двусмысленном положении оказался и командующий экспедицией Бугенвиль. К этому казусу мы ещё возвратимся. Пока же заметим, что среди растений, обнаруженных Жанной Баре в окрестностях Рио-де-Жанейро, оказался и новый вид тропических лиан, с очень красивыми цветами, который корабельный естествоиспытатель решил назвать именем командира экспедиции, бугенвилеей. Расторганный капитан Бугенвиль отметил это событие в судовом журнале, а также добавил, что слуга Коммерсона разбирается в ботанике не хуже своего патрона.
Впрочем, эпонимические названия в мире растений не исключение, но правило. Простой крестьянке Жанне Баре досталась такая же честь, как дворянину де Бугенвилю. В ходе первой французской кругосветной экспедиции было собрано свыше 6 тысяч образцов растений. Было из чего выбирать. И Коммерсон выбор сделал, назвав в честь своей помощницы красивый цветок, Baretia bonnafidia, растение из семейства мелиевых (Meliaceae). Впрочем, с течением времени это растение стали называть другим именем. В ботанике такое случается.
Но всё же справедливость восторжествовала. В 2012 году именем Жанны Баре был назван новый вид паслёновых (Solanaceae), обнаруженный в Южной Америке: Solanum baretiae. Плоды этого растения напоминают помидоры, и так же съедобны, как помидоры. Вполне возможно, что бареция станет новым видом овощей. Тогда есть шанс, что имя Жанны Баре станет куда более известным, чем теперь.
Первые подозрения и разоблачение
Корабль – тесное корыто. Здесь все находятся на глазах у всех. И несмотря на объяснения Коммерсона, многие начинали удивляться странному поведению его помощника. Впрочем, когда красноречивый Коммерсон принялся всем окружающим мужчинам доказывать, что женщина по своей природе не может быть такой образованной и выносливой, как его помощник, ему все поверили. Ведь это же самоочевидно!
Но когда корабли Бугенвиля прибыли на Таити Жанну разоблачили. Французы свысока глядели на местных аборигенов, дочерна загорелых, обнажённых и, конечно же, абсолютно диких.
Однако, эти дикари были замечательными охотниками, их обоняние оказалось удивительно чувствительным и никаким курением табака не испорченным.
Так вот, обитатели райского острова Таити учуяли, что молодой помощник корабельного естествоиспытателя, пахнет, как молодая помощница. Обоняние зажгло половой инстинкт, аборигены схватили Жанну за рукава и намеревались утащить подальше от глаз французов. Она еле вырвалась.
Но теперь о её секрете узнал капитан Бугенвиль. Никакими законами подобный случай предусмотрен не был. Моряцкие понятия же в этом случае были весьма растяжимы. Будь на месте Бугенвиля какой-нибудь разбойник, он мог бы или повесить девушку, или высадить её на любом встречном необитаемом острове. Но Бугенвиль был человеком образованным и галантным в лучшем смысле 18-го века. Он решил избавиться от Коммерсона и его помощницы в ближайшем порту.
Таким портом оказался Порт-Луи на острове Маврикий в Индийском океане. Здесь в октябре 1768 года капитан Бугенвиль высадил двух нарушителей порядка и отправился дальше, чтобы, обогнув Африку в январе 1769 года, через два месяца возвратиться во Францию и торжественно завершить первую французскую кругосветную экспедицию.
Возвращение
Маврикий – райский остров, а для естествоиспытателя он райский вдвойне. А для двух любящих естествоиспытателей – втройне.
На Маврикии Жанна и её друг прожили пять счастливых лет, пополняя собранные в путешествии коллекции, пока Коммерсон не скончался. Он оставил Жанне в наследство свой дом и большую библиотеку. Но и дом, и библиотека находились во Франции. Как туда вернуться?
Жанна вышла замуж за французского офицера, служившего на Маврикии. Срок службы у него заканчивался, и вместе с ним Жанна вернулась на родину. В отличие от экипажа Бугенвиля, её кругосветка длилась 10 лет.
С собой Жанна привезла во Францию все записи и коллекции, которые передала в парижский Музей естественной истории. Капитан Бугенвиль оставался её добрым гением. Узнав о возвращении Жанны он лично обратился в Морское министерство. Он настаивал на том, что женщина провела на борту корабля более двух лет и показала себя настоящим моряком, стойким и мужественным. По просьбе Бугенвиля Жанне назначили пожизненную пенсию 200 ливров в год. Это были очень хорошие деньги.
Остаток жизни женщина, которая первая совершила кругосветное путешествие, провела во Франции, никуда более не выезжая. Напутешествовалась!
У Жанны, как положено, была семья, дети и даже внуков она дождалась. Вот малышам-то было интересно слушать бабушкины рассказы о путешествии в дальние страны, которое она совершила, когда была молодая и крепкая. И это были не выдумки, как часто случается с бабушками, а истинная правда.
Память
Франция ценит своих героев. Жанну Баре упоминает в своём рассказе об экспедиции Антуан де Бугенвиль, а также знаменитый философ Дидро в своих комментариях к этому рассказу.
О том, что в честь Жанны Баре ботаники назвали вновь открытый вид из семейства паслёновых, уже было сказано. Кроме того её именем названы улицы в нескольких городах Франции. А в марте 2022 года новое патрульное судно военно-морских сил Франции, базирующееся в Гавре, назвали «Жанна Барре».