публичный образовательный интернет-портал

Топонимические приключения лордов и сэров. Виконт Мельбурн

1302 29/08/2022
География путешествия
Вильям Лэмб 2-й виконт Мельбурн
Вильям Лэмб 2-й виконт Мельбурн

Распространенье наше на планете

Эпоха великих географических открытий завершилась. На карте белых пятен, можно считать, не осталось. Совершить географическое открытие практически невозможно. А значит, нет надежды на то, чтобы прославить своё имя в веках, пометив им какой-нибудь открытый лично географический объект. Остаётся только завидовать тем, кто успел прославиться.

Или же с интересом и не без пользы наблюдать за тем, как возникали эпонимические топонимы. Как часто бывает в таких случаях, топонимом становилось или имя первооткрывателя, или имя какого-нибудь начальника или благодетеля.

Особенно интересно это происходило, когда географическим объектам давали название британцы. Многие начальники и благодетели были людьми благородными и титулованными. Английская система титулов, пэрство, была установлена ещё в средневековье. В ней титул связывался с владением и управлением, зачастую формальным, каким-нибудь небольшим уделом, манором. Манор мог располагаться вокруг замка, крепости, города, а часто, и деревни. Название манора было частью титула, который присоединялся к фамилии и становился её частью. Таким образом, часто, когда какой-то новый географический объект называли именем представителя английской знати, происходило своеобразное клонирование названий населённых пунктов из английской или шотландской глубинки на новые континенты. При этом клоны, естественно, ничем, кроме имени, с оригинальными населёнными пунктами связаны не были, развивались и жили самостоятельно, и иной раз становились более прославленными, чем их древние прародители.  Об одном из таких случаев сейчас и пойдёт речь

Южный континент. Все топонимы – сплошные эпонимы

Благодаря тому, что англичане более всех преуспели в стирании белых пятен с географических карт, топонимическим чемпионом надолго, если не навсегда, останется королева Виктория I. Что только в мире не названо её именем! И водопад, и озеро в Африке, и столица канадской провинции Британская Колумбия, и столица Сейшельских островов.

Мельбурн-холл, Дербишир
Мельбурн-холл, Дербишир

Особенно с королевскими топонимами повезло Австралии, которую англичане активно осваивали как раз во время правления королевы Виктории. Её имя здесь носят и река на севере континента, и большая песчаная пустыня, и целых два штата: Квинсленд на северо-востоке страны и Виктория на юге. 

Королева и её премьер-министр

В штате Виктория располагается второй по величине город Австралии, Мельбурн. Получил свое название в 1837 году в честь премьер-министра Великобритании, Уильяма Лэмба, виконта Мельбурна. Тот, кто немного поднаторел в расшифровке английских дворянских титулов, легко обнаружит родовое имение, местечко Мельбурн, в английском графстве Дербишир. Вряд ли за последние двести лет название маленького английского Мельбурна хоть раз появлялось в мировых новостях. Не то дело – его австралийский клон, город-миллионник. О нём знают во всём мире.

Как многие города Австралии Мельбурн возник в 1803 году в качестве каторжного поселения. Однако выбранное место оказалось неудобным для проживания и опустело. Только в августе 1835 года люди возвратились сюда и заложили на берегу океана новый городок, который стал успешно расти и развиваться. Спустя два года он получил своё новое название.

Учитывая то, что Мельбурн – столичный город штата Виктория, его название имеет и некоторое символическое значение. Дело в том, что лорд Мельбурн четыре первых года правления королевы Виктории был её советником, и – что ещё важнее – учителем и другом.

Политическая карта Австралии. Тасмания, Мельбурн, Сидней, Аделаида, Дарвин, Брисбен
Политическая карта Австралии. Тасмания, Мельбурн, Сидней, Аделаида, Дарвин, Брисбен

Это были удивительные отношения. Виктория взошла на трон очень юной, ей едва исполнилось восемнадцать лет. Виктория не помнила своего отца, он скончался, когда девочке было всего восемь месяцев. Всё её детство и отрочество она провела в Кенсингтонском дворце под опекой собственной матери и её помощника сэра Джона Конроя (1786–1854). Строгая опека и жёсткое воспитание, ставившие девушку буквально в рабское положение, были ненавистны Виктории.

Её премьер-министру в то время было уже 58 лет. Незадолго до этого Уильям Лэмб потерял своего взрослого сына. Как это часто случается в пазлах человеческих отношений, желание мудрого и человечного отцовского покровительства совпало с возможностью, а главное, с необходимостью, такое покровительство оказать. Несколько лет лорд Мельбурн обучал юную королеву искусству государственного управления и политики. Между королевой и её премьер-министром сложились очень доверительные отношения, почти как между отцом с дочкой. Королева ласково называла Мельбурна «лорд М». Для него в Виндзорском замке, который был в то время королевской резиденцией, выделили отдельные покои.

Не удивительно, что при дворе начали шептаться: не хочет ли премьер-министр, который был на сорок лет старше своей воспитанницы, занять место короля-консорта? Возникла очень щекотливая ситуация.

Впрочем, лорду Мельбурну уже приходилось по крайней мере дважды выходить из подобных ситуаций. Горький опыт имелся.

Мельбурн, Австралия
Мельбурн, Австралия

В 1812 году весь Лондон говорил о том, что его жена находится в скандальной связи со знаменитым поэтом Джорджем Гордоном Байроном. Байрон не скрывал свою интрижку, но и сама леди Каролина, которая уже в первую встречу с поэтом поняла, что Байрон был человеком опасным для знакомства, всё же завязала с ним роман. Она продолжала домогаться Байрона даже после скорого разрыва связи.

Оказавшись в смешном положении мужа-рогоносца, сэр Уильям повел себя в высшей степени разумно: ни ссоры, ни тем более, дуэли с Байроном он не допустил. Зачем давать лишний повод для светских сплетен? Время редко способствует излечению, но забвению – всегда.

Тем более, что бурные романы и скандальное поведение, которые привлекали внимание к поэту не менее, чем его стихи, сделали его жизнь в обществе невыносимой. К тому же –масса долгов… Ему представилась возможность жениться на Анне Изабелле Милбенк, девушке красивой, знатной, богатой и, вероятно, не глупой – она увлекалась математикой. В январе 1815 года молодые люди обвенчались. В декабре 1815 года у Байрона родилась дочь по имени Ада.

Королева Виктория и лорд Мельбурн на конной прогулке – Sir Francis Grant (1839-40). Фрагмент картины
Королева Виктория и лорд Мельбурн на конной прогулке – Sir Francis Grant (1839-40). Фрагмент картины

Но что-то пошло не так. По неочевидным причинам супружество распалось. Но, по-видимому, причины для развода были серьёзные, поскольку развод был очень быстрым, едва ли не паническим. Публика, не найдя очевидного объяснения этого события, начала придумывать объяснения фантастические и, может быть, даже преступные. Так или иначе, в апреле 1816 года Байрон навсегда покинул Англию.

Так что лондонскому высшему свету было чем заняться. Сэр Уильям Лэмб рассчитал всё правильно, и когда все надёжно забыли о скандале в его семье, разошёлся с супругой. Леди Каролина умерла в 1828 году в возрасте 42 лет. Её смерть ускорили пьянство и наркотики. Лорд Мельбурн, не будучи ещё премьер-министром, был у ее постели.

Второй скандал произошел с лордом Мельбурном в 1836 году, когда он уже занимал должность премьер-министра. И снова причиной скандала была женщина по имени Каролина!  Муж хорошей знакомой сэра Уильяма, Каролины Нортон, попросил у него взаймы 1400 фунтов. Получив отказ, он принялся обвинять премьер-министра в сожительстве со своей женой. Это был скандал, грозивший высокому положению лорда Мельбурна. Но и в этот раз сэр Уильям повёл себя так, как надо. Он не желал давать объяснения, был невозмутим, абсолютно не давая повода к распространению слухов, и в конце концов, оказался правым в глазах публики. Нортон не смог предъявить никаких реальных доказательств, и скандал завял на корню. Живи лорд Мельбурн в наше время, его назвали бы гением пиара.  

Опыт же его в государственных делах тоже был непререкаем. Введение королевы Виктории в курс её королевских обязанностей стало вершиной его карьеры. Лорд Мельбурн показал себя хорошим тренером. Словно предчувствуя, что его ученице предстоит править Великобританией едва ли не 64 года, он обучил её всему что знал и умел. Он виделся с ученицей ежедневно по четыре, а то и пять часов в день, а ещё они переписывались. Главное достижение лорда Мельбурна состояло в том, что Виктория приобрела не только множество знаний, но, главное, уверенность в себе. А ещё – чуткую душу и любящее сердце. Во многом его заслуга в том, что королева Виктория и принц Альберт нашли друг друга и в том, что Виктория искренне полюбила своего будущего супруга.   

Более того, у него хватило ума и такта уйти в тень, когда его задача была выполнена, и страна получила того монарха, которого была достойна на вершине своего величия. Он удалился на пенсию в тот самый Мельбурн-холл в Дербишире, который за двести лет ни разу не появлялся в мировых новостях.


Text.ru - 100.00%