публичный образовательный интернет-портал

Чем славен чайный клипер «Катти Сарк»?

1290 13/06/2022
Чай «Эрл Грей»
Напротив Гринвича - Докленд
Напротив Гринвича - Докленд

Посетите Гринвич!

 «Гринвич» – это «Green Village», место зелёное и по-деревенски тихое. В старину здесь поселялись отставные капитаны: дешёвое жильё и до Лондона недалеко. А через широкую Темзу напротив зелёной деревни располагалось место бойкое и грязное, лондонский порт. Сейчас на месте бывших доков построен целый остров небоскрёбов. Они прекрасно видны с пристани Гринвича

В 19-м веке сюда чаще всего добирались по воде. Сейчас это проще всего сделать на поезде. В самом центре Лондона на станции «Bank» садишься в вагон и через полчаса выходишь на станции с историческим названием «Catty Sark»

 

Чайные клиперы   

«Catty Sark» – это название чайного клипера, который вошёл в историю британского флота, как самый быстрый в мире парусник.

Музейный экспонат
Музейный экспонат

Клипер – по определению быстрый корабль. Само слово происходит от английского глагола «стричь» («to clip»). Что стригли клиперы? Волны, по которым буквально летели, потому что делали эти корабли лёгкими, узкими и длинными, с большой парусной оснасткой. Чтобы стремительный клипер не перевернулcя под напором ветра, ему увеличивали осадку и делали большой киль. Состригаемые же волны то и дело прокатывались по палубе. Поэтому клиперы называли ещё судами с вечно мокрой палубой. 

Ни один корабль не мог угнаться за быстрым клипером. Поэтому в военном флоте им поручали особые задания. Юркий клипер мог проскочить сквозь порядок эскадры противника, прорваться в заблокированный порт, доставить донесение. На гражданской службе клиперы также состояли: перевозили почту или срочные грузы, то есть работали пакетботами. А также – что было, то было – везли контрабанду и рабов из Африки.

К началу 19-го века самым срочным грузом в Европе стал чай из Китая или Индии. Чайной столицей Европы был Лондон, а вывозили чайный лист из Шанхая. Путь вокруг Африки составлял 16 тысяч миль. За время длительного рейса в трюме обычного парусника чай отсыревал, плесневел и терял своё главное достоинство, нежный аромат.

Дело спасали чайные клиперы. Они проходили от Гонконга до Лондона всего за 80 дней. В 1850-х годах на верфях в шотландском городе Абердине были построены несколько клиперов, предназначенных в первую очередь, для перевозки чая с Дальнего Востока.

История «Catty Sark»

Чайный клипер «Catty Sark» построили в 1869-м году тоже в Шотландии, на верфях Дамбартона. Владельцем клипера стала компания «John Willis & Son», которую возглавлял Джон Уиллис-сын (John Willis) по прозвищу «Белая шляпа» за привычку носить белый цилиндр. Компания Уиллиса владела судном до 1895 года.  

Конструкция нового клипера и его мореходные качества были превосходными. Одно обусловливало другое. Чугунный шпангоут придавал кораблю высокую жёсткость, а обшивка из тика и вяза, которые не гниют в морской воде создавала особую атмосферу в трюме, способствующую перевозке чая. Тогда считалось, что перевозка чая в металлическом трюме портит его вкус. Ниже ватерлинии корпус был обшит листами из мунц-металла, латуни особого состава, которая предохраняла днище корабля от зарастания ракушками. Так что скорость «Catty Sark» была неизменно высокой.  

Музей носовых фигур. Катти Сарк - в белом и выше всех
Музей носовых фигур. Катти Сарк - в белом и выше всех

Капитанами клиперов становились лихие ребята, чувствовавшие свой корабль, как собственное тело. Для достижения рекордной скорости капитаны клиперов постоянно рисковали. Например, они обгоняли шторм и шли впереди него, ловя в паруса штормовой ветер и преодолевая при этом высокую, но всё же не штормовую волну. Таким образом умелый капитан разгонял своё судно до небывалой скорости, 10 узлов (17 километров в час). Все, кто были в это время на палубе привязывались к штурвалу или к мачтам, чтобы не снесло в море, если всё же сзади налетит штормовая волна.

Корабль сделали в Шотландии, и имя ему Джон Уиллис придумал тоже шотландское. Если переводить с шотландского напрямую, «Cutty Sark» означает «Короткая рубашка». Такую рубашку, согласно легенде, полюбила одна не совсем ещё старая ведьма по имени Нэнни и отправилась в ней на шабаш, где отплясывала в виде абсолютно неприличном, но весьма соблазнительном. И надо же беде случиться, на шабаш по пьяной лавочке занесло некоего Тэма О'Шентера. Как назло, та самая беспутная ведьма, отплясывавшая в короткой рубашке, которая, конечно же, ничего не скрывала, оказалась односельчанкой глупого пьяницы. Услышав восторженные крики и присвисты Тэма, ведьма погналась за ним и, наверняка бы уничтожила мужчинку. Жизнь Тэму спасла верная кобыла, которая смогла унести хозяина от страшной дамы. Вот только хвост несчастной кобылы остался в руках ведьмы Нэнни. Подробности этой жуткой истории описал в поэме «Тэм О'Шентер» шотландский поэт Роберт Бёрнс, а перевёл эту поэму на русский язык Самуил Маршак. Найти этот текст в Интернете и насладиться им не сложно.

Как корабль назовёте, так он вам и поплывёт! Уиллис хотел, чтобы корабль дико скакал по волнам, а потому был не против подпустить в название нового судна немного чертовщинки. Но назвать свой корабль попросту «Ведьма» он не осмелился. Моряки - народ суеверный. На корабль, который так называется, они служить не пойдут. Так что название «Короткая рубашка», «Catty Sark», оказалось очень кстати. С одной стороны, смелая дерзость, с другой стороны – стыдливая замена дьявольского названия. Нос парусных судов было принято украшать деревянными фигурами. Поэтому на носу корабля, под бушпритом, примостилась фирменная деревянная фигура, ведьма в короткой ночнушке, держащая в руке оторванный лошадиный хвост.

Большие гонки

Подводная часть корабля
Подводная часть корабля

Корабль – серьёзное приобретение. Уиллис рассчитывал использовать «Catty Sark» на дальних маршрутах: перевозить шерсть из Мельбурна в Лондон и потребительские товары из Англии в Австралию. Но главное, судно должно было отличиться в «чайных гонках», чтобы затем носить чемпионское звание самого быстрого в мире парусника.

Начиная с 1859 года проводились гонки чайных клиперов между Шанхаем и Лондоном. Обычно в конце мая несколько загруженных чаем кораблей одновременно покидали порт Шанхая и шли наперегонки до Лондона, не заходя в промежуточные порты. Все решали обученность экипажа, а также умение капитанов ловить ветер и ловко обходить опасные места. Ну, и удача тоже играла свою роль. За самую первую привезенную в Англию партию чая капитан и владелец получали крупную премию. Ведь свежий чай покупали охотнее, и стоил он дороже.

Долгая нелёгкая жизнь парусника

Скажем честно, что «Катти Сарк» в чайных гонках не побеждала ни разу.  Правда один раз корабль занял почётное третье место. Впрочем, эта победа была уже не столь и важна. Парусный флот по-крупному проигрывал пароходам. В 1872 году гонки чайных клиперов состоялись в последний раз.

Штурвал
Штурвал

Чайные клиперы появились на закате эры парусного флота. Стремительным кораблям не повезло. Белые паруса не одолели угольную замарашку, паровую машину.

Но парусники уходили не спеша, с достоинством. Средняя скорость клиперов была ещё полтора десятка лет была выше средней скорости парохода. Клиперы развивали скорость 10 узлов, первые пароходы – 9 узлов. Разница была, казалось бы, не большая. Но клиперам не нужно было надолго заходить в порты, чтобы пополнить запас угля. Клиперы же гнали без остановок, подстегиваемые дармовым ветром.

К тому же прогресс не остановишь. Скорость пароходов неуклонно возрастала. Ветер не заставишь дуть в паруса быстрее, а паровые машины совершенствовались очень быстро. Сократилось и время простоев. В конце 1860-х годов на всём длинном пути из Европы в Китай, в Адене, Коломбо и Сингапуре возникли склады с углем. Специальные бункеровочные фирмы без задержки снабжали приходящие пароходы углем и пополняли запасы воды.

1869 год ознаменовался открытием Суэцкого канала, который на 8 тысяч километров сократил путь из Китая в Лондон. По каналу могли проходить только пароходы. Парусники по-прежнему шли в обход Африки. Результаты оказались впечатляющими.  В 1870 году первый пароход преодолел расстояние от Шанхая до Лондона за 60 дней.

Но в перевозке чая белоснежные красавцы всё ещё конкурировали с пароходами. Торговцы чаем считали, что перевозка деликатного продукта на пароходах портит его вкус. Чай начинает пахнуть угольной гарью и железом трюма.

Но и здесь был найден приемлемый выход. Лондонский торговый дом «Twinnings» начала купировать чай. Купированный чай, который был смесью разных сортов, всегда имел один и тот же аромат и вкус. Смесь приготавливали из разных сортов чая, находившихся на складах. Склады непрерывно пополняли в течение всего года. Чайная торговля перестала быть сезонной, поэтому и гнать клиперы с первым урожаем чайного листа через половину земного шара оказалось не нужным.  

Виски Катти Сарк
Виски Катти Сарк

«Катти Сарк» переключилась на ещё более дальние рейсы. Корабль стал перевозить в Англию овечью шерсть из Австралии. На южный же континент везли разные столичные диковинки. Например, однажды перевезли пианино для концертного зала в Сиднее. Свою рекордную и максимальную для парусных судов скорость, 15 узлов (28 километров в час) «Катти Сарк» показала именно на австралийской линии. А всего за время своей службы парусный корабль прошёл два с половиной раза расстояние от Земли до Луны.

Жизнь «Катти Сарк» оказалась длинной. Компания Уиллиса в 1895 году продала парусник португальским судовладельцам, которые использовали его до 1922 года. Затем англичане вспомнили о рекорде, поставленном славным клипером, и выкупили его у португальцев. Парусник использовали, как учебное судно. В этом качестве он даже принимал участие во Второй мировой войне.

Музейная достопримечательность

В 1954 году британская общественность напряглась, собрала денег, и «Катти Сарк» отправили в Гринвич в сухой док, где корабль превратили в музей. Музейное дело, как известно, конёк англичан, и музей «Катти Сарк» не стал исключением. Внутренние интерьеры были восстановлены. Посетители могли осмотреть и палубу, и трюм, и даже дно знаменитого корабля. Одной из важных принадлежностей парусного судна была деревянная фигура на носу корабля. В музее «Катти Сарк» собрали большую коллекцию таких фигур. Музей был интересен и взрослым, и детям.

21 мая 2007 года на музейном корабле произошёл пожар. К счастью, в этот момент «Катти Сарк» готовили к консервации и разобрали на части. Поэтому 90% корабля уцелело.  В 2012 году музей «Катти Сарк» восстановили.

А выпить?

Виски – напиток шотландский, и «Катти Сарк» произвели на верфи в Шотландии. Глупо было бы не использовать это совпадение. Поэтому один из сортов шотландского виски назвали по имени знаменитого клипера. Как это произошло?

Компания «Berry Bros. & Rudd (BBR)» – одна из старейших по продаже алкоголя в Англии, стране, где крепкие напитки любят и ценят. Мало кто знает, что портвейн, вино даже по названию португальское, открыли для себя и для мира англичане.

Компания «BBR», созданная в Лондоне в 1698 году, к тому же, одно из старейших семейных предприятий в Англии. Компания началась с небольшой кофейни и выросла до международной сети, имеющей шесть филиалов в разных концах мира.

В марте 1923 года главным событием в секторе продаж алкогольных напитков был «сухой закон» в США, объявленный в 1920-м году. В том, что в конце концов американцы этот закон отменят, мало кто из виноторговцев сомневался. Хозяева компании «Berry Brothers & Rudd» начали думать о том, что предложить американцам, когда это, наконец, произойдёт. Было решено создать для экспорта на американский рынок виски-купаж, то есть смесь из различных сортов. Назвать виски решили «Катти Сарк» не просто так. Совсем недавно знаменитый чайный клипер вернулся на родину, и это было новостью не только в британской, но и в американской прессе.

Дело было за малым, сделать запоминающуюся этикетку. Для этого хозяева компании организовали деловой обед в ресторане, куда пригласили известного художника Джеймса Макби (James McBey), который тут же предложил дизайн этикетки — клипер на всех парусах, несущийся по волнам. Так родился один из самых известных в мире брендов.