
О существовании профессии докера многие из нас узнали в детстве из песни «Хотят ли русские войны?» Песня убеждала, что нет, не хотят русские войны, и это настолько очевидно, что будет понятно и докеру, и рыбаку, а также рабочему и батраку. Кто такой докер мы узнавали позже.
Докеры – это все, кто работает в доке, а док – это большая закрытая заводь, куда помещают корабль для загрузки, разгрузки или ремонта. Так что докеры – это и ремонтники, и грузчики, и крановщики, и диспетчеры.
Лондон, как известно из школьного учебника, столица Великобритании. И, по утверждению того же учебника, расположен он на реке Темзе. Темза – река широкая и могучая. Немного восточнее центральной части Лондона её русло делает несколько поворотов. Здесь-то, в просторных излучинах Темзы находился лондонский порт. Огромная промышленная зона, где можно было увидеть, чем богата Британская империя и понять, чем держалась сила этой империи. Могучими рёбрами морских кораблей она держалась и крепкими плечами моряков.
В викторианскую эпоху Лондонский порт был огромен, а в начале 20-го века он стал тесноват для приходящих кораблей. Поэтому основную его часть перенесли ещё восточнее, в устье Темзы.
А с 1950-х годов, когда бóльшая часть морских перевозок стала контейнерной, огромные контейнеровозы даже не могли войти в Темзу, не то что подняться вверх по реке. К 1981 году Лондонские доки закрыли совсем.
В 1988 году здесь начались работы по созданию нового делового центра Лондона, дублёра Сити. Если глянуть с какой-нибудь высокой точки, скажем с вершины купола Собора святого Павла, Сити выглядит островом небоскрёбов в самом историческом центре британской столицы. Так вот, в Докланде, территории, которая освободилась после закрытия Лондонских доков, поставили небоскрёбы ещё более высокие. И разместиться здесь должны были самые крутые банки и офисы. Здесь же вырос небоскрёб в 50 этажей, одно из самых высоких зданий в стране. Его высота составляет 244 метра. Эта постройка, конечно, не выше Эйфелевой башни, но небо скребёт. А особенно славно она выглядит в туманные дни. Рукотворная скала тонет в низких облаках.
Этот район, названный Канарской верфью (Canary Wharf) находится относительно недалеко от центра Лондона – 20 минут на метро. Когда сюда перебрались многие крупные банки, «дневное» население в районе резко возросло. Магазины и кафе, размещённые в подземных этажах, приносят прибыль. А вечером открываются пабы и кафе. Классно, что и говорить, выпить пива у подножия пятидесятиэтажной башни.
Но в этом районе и по вечерам не безлюдно. Кроме офисных зданий здесь большое количество жилых корпусов. Селятся здесь достаточно молодые люди. Поэтому по утрам можно видеть юношей и девушек, совершающих пробежку, а почти в каждом жилом здании имеется свой фитнес-клуб или «качалка». Опять же, логика простая, если эти заведения существуют, значит они нужны, ими пользуются.
Почему-то до сих пор принято считать, что высотные дома, унифицируют вид района и «портят» пейзаж. На Канарской верфи — это не так. Во-первых, архитектура небоскрёбов необычна и разнообразна. Двух одинаковых не отыскать. Во-вторых, зеркало воды создаёт оживляющий эффект. Свет и небо отражаются в узких протоках и в широких озёрах на месте бывших доков. В-третьих, новые улицы носят старые названия, которые появились во времена расцвета Лондонского порта. Так что не забудешь, где когда-то сгружали зерно, где известняк, где фрукты из Вест-Индии и где находилась паромная переправа.
Я сам, приехав в мае месяце 2022 года в Лондон, поселился на площади с поэтическим и одновременно, с техническим названием Кабестан. Так сказать, на неделю стал докером. И это было хорошее решение. Относительная дешевизна жилья сочеталась с хорошим расположением и большим количеством транспорта, в который входило метро и лёгкая железная дорога. Всего в нескольких остановках находился прекрасный городок Гринвич. Да-да, тот самый, где расположена знаменитая обсерватория и не менее знаменитый нулевой меридиан. Гринвичская обсерватория носила статус королевской, её возглавляли знаменитые астрономы своего времени. Например, вторым королевским астрономом в Гринвиче был Эдмунд Галлей, чьё имя мы периодически вспоминаем раз в 75 лет, когда мимо Земли пролетает открытая им в 1758 году комета.
Главной задачей Гринвичской обсерватории было определение точного времени прохождения солнца через тот самый Гринвичский меридиан. Для фиксации этого события в обсерватории установили особенно точный телескоп. В момент прохождения солнца через Гринвичский меридиан над крышей обсерватории взлетал на мачту большой чёрный шар. Все корабли, которым предстояло выйти в дальнее плавание, в полдень стояли на якоре напротив Гринвича, и их капитаны наблюдали в подзорную трубу шар, находившийся на крыше. Когда шар быстро взлетал по мачте, а потом медленно опускался, капитаны запускали корабельные хронометры, часы, которые могли стабильно работать во время самой сильной корабельной качки. Сравнение точного времени наступления полдня в Гринвиче со временем наступления полдня в открытом море позволяло определить долготу и, благодаря этому, знать точные координаты корабля на карте. Заблудиться вдали от берегов – упаси господь!
Во времена расцвета Лондонских доков здесь было много посёлков, где жили докеры. Когда доки закрыли, эти посёлки не снесли. Небольшие дома капитально отремонтировали и превратили в муниципальное жильё. Муниципальные дома – это дешёвая жилплощадь, предназначенная для заселения бедными семьями. Полиция приложила немалые усилия, чтобы это была «честная бедность», которую воспевал когда-то Роберт Бёрнс, а не бедность разбойно-хулиганистая. Район вокруг доков не превратился в гетто, а стал местом чистеньким и аккуратненьким. Гулять здесь, даже в тёмное время суток, не опасно. Так что, рекомендую тем, кто пожелает посетить Лондон самостоятельно поселиться в районе Канарской верфи, Canary Wharf.