Что натворил Папараццо в ресторане «Ругантино»?
128 25/12/2020Слово «папарацци» стало очень популярным после 31 августа 1997 года. Фотографов, преследовавших машину принцессы Дианы, обвиняли в том, что из-за них произошла ужасная авария, в которой погибла любимица публики. Её сравнивали с грациозной ланью, которую затравили злые волки.
В некотором смысле, это верное сравнение. Фото-волков ноги кормят, такая у них работа. Они зорко высматривают знаменитостей, и без устали преследуют их, пытаясь запечатлеть подробности, потрясающие и ли шокирующие, которые могли бы вызвать интерес публики.
Как родилось это слово?
Оно появилось в 1960 году в Риме, когда вышел фильм режиссёра Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Приятель главного героя – его играет Марчелло Мастрояни – уличный фотограф. Это лихой парень и мастер-фотограф, который поставляет для жёлтых газет и журналов сенсационные фотографии, на которых звёзды изображены не в самом презентабельном, а иной раз, даже в скандальном виде. А фамилия его Папараццо.
Этот герой не придуман. Он списан с фотографа Тацио Секкьяроли ( Tazio Secchiaroli; 1925 – 1998), приятеля Феллини.
«Сладкая жизнь» имела потрясающий успех. Все зрители запомнили наглого и смелого Папараццо. Его имя стало нарицательным, всех фотографов-охотников за знаменитостями стали называть «папарацци». А Тацио стал фотографом во всех последующих фильмах Феллини, первым фотожурналистом, снимавшим артистов в процессе съёмки и в окрестностях съёмочной площадки. Личный фотограф Сои Лорен – не шутка! Фотоработы Секкяроли получили признание во всём мире. Теперь знаменитости не убегали от его фотоаппарата, а, наоборот, желали, чтобы знаменитый Папараццо сам их сфотографировал. Жизнь удалась и стала сладкой.
«Сладкая жизнь» Тацио Секкьяроли
Но до этого ему пришлось побегать и стать настоящим пусть и фото, но волком. Тацио родился в Риме в семье, недавно приехавшей в столицу из глубинки. Его отец был каменщик, мать – домохозяйка. Кроме сына бог послал семье Секкьяроли ещё двух дочек. Тацио был старшим.
Именно потому, что после смерти отца в 14 лет Тацио оказался старшим, ему надо было кормить семью. Он бросил школу и пошёл работать: был рассыльным, пока одна из тётушек не подарила ему фотоаппарат. Фотография оказалась новым миром, куда Тацио смело вошёл. Сначала он фотографировал свой район: жителей и друзей. Но война закончилась и Тацио стал уличным фотографом. Благо в те годы было достаточно желающих сфотографироваться на улицах Вечного города: американские солдаты и американские же туристы.
Судьба столкнула молодого фотографа с Адольфо Порри Пасторелем, которого считают отцом итальянской фотожурналистики. Вот тут-то и началась та охота за сенсационными снимками, правдиво изображённая в «Сладкой жизни». В 1955 году Тацио Секкьяролли вместе с другом основал фотоагентство «Roma Press Photo», которое иллюстрировало и политические события, и сплетни. Тацио прославился в 1958 году, благодаря фотографиям ночных развлечений римского «высшего света» Виа Венето.
Секкьяролли впервые стал фотографировать звёзд, не спрашивая у них разрешения. Он-то лучше знал, что интересует публику, клубничка. И Тацио пошёл напролом, став фотографом-штурмовиком, бесстыдно вламывающимся в частную жизнь. Подробности этой работы лучше всего посмотреть в киношедевре Феллини. Многие эпизоды можно считать документальными. Тацио, познакомившись с Феллини, дал ему множество идей для сценария фильма, а режиссёр отблагодарил его, создав образ Папараццо.
Это редкий случай образования эпонимов, когда нарицательное слово образуется не от фамилии какого-либо живого человека, а от фамилии героя, прототипом которого этот человек является. Таких случаев мало, но они есть. Например, варшавский врач-окулист Лазарь Заменгоф (1859 – 1917) придумал язык международного общения, который известен сейчас под названием эсперанто, поскольку учебник этого языка Заменгоф опубликовал под псевдонимом «Доктор Эсперанто».
Стриптиз по-итальянски
Фильм «Сладкая жизнь» имел скандальный успех. Скандал был связан с тем, что Феллини показал в нём сцену стриптиза. Впервые в итальянском кино!
Послевоенная Италия абсолютно отличалась от сегодняшней Италии. Тогда итальянцы жили гораздо более бедно, а бедность предполагает скромную жизнь. Скромную во всех отношениях. В мире ещё не было всепроникающего Интернета. Впрочем, купальник-бикини уже изобрели, правда, во Франции. Эти французы такие затейники! Итальянцы смотрели фильм «И Бог создал женщину», где Бриджит Бардо разгуливала по пляжу в бикини. А вот за появление на итальянском пляже женщины в купальнике, который выставлял на всеобщее обозрение посторонних живот, полицейские могли забрать бесстыдницу в участок, потому что в уголовном кодексе была статья об оскорбление общественной нравственности. А купальник-бикини, как считалось, эту нравственность оскорблял. Даже на пляже.
Прекрасный фильм Феллини был интересен не только сценой стриптиза. Есть там ещё одна прославленная сцена, купание прекрасной главной героини в прекрасном римском фонтане Треви. Так вот, эта сцена выглядит гораздо сексуальнее, хотя раздевание в ней отсутствует. Но, что ни говори, сцена стриптиза сыграла свою роль и привлекла к фильму дополнительный интерес. Из-за чего же возбудились и зрители, и критики? Нынешний зритель, которого ничем, кажется, не смутишь, требует разъяснений.
Кто такой Ругантино?
Разъяснения связаны, во-первых, с ресторанчиком «Ругантино» в римском районе Трастевере. Здесь, напротив исторического центра Рима со всеми его тысячелетними древностями, на другом берегу реки Тибр никаких развалин не имеется. Зато есть множество уютных местечек, в которых можно посидеть вечером с друзьями. Еда стоит не слишком дорого, и это настоящая итальянская еда, простая и вкусная, которая всегда доставляет удовольствие, а в кругу друзей – удовольствие двойное. Итальянское же вино вообще выше всякой похвалы!
Кто же это такой, Ругантино, именем которого был назван ресторанчик в Затиберье? (Именно так можно перевести на русский язык с итальянского название района Трастевере)
В итальянском искусстве существует народная комедия дель арте. В ней сюжеты разыгрывают постоянные персонажи, вроде Труффальдино или Панталоне. У каждого из них своя маска, своя одежда и своё амплуа. Труффальдино – хитрый слуга, Панталоне – престарелый богач. Ругантино – тоже герой комедии дель арте, причём заметим, чисто римский герой. Имя этого персонажа происходит от словечка «ruganza», которое на римском итальянском языке значит «высокомерие». Ругантино – типичный римский простонародный паренёк. Он постоянно попадает в разного рода неприятные история. А почему? Да потому что глуповат, высокомерен, драчлив и может обругать противника так, что мало не покажется. За это по его бокам и заду довольно часто гуляла палка.
Про Ругантино уже в наше время поставили несколько театральных спектаклей. Самая известная музыкальная комедия «Ругантино», написанная драматургами Гаринеи и Джиованнини (Garinei e Giovannini) в 1963 году до сих пор идёт во многих театрах с неизменным успехом. А в 1973 году на экраны вышла кинокомедия по тем же названием. В киноверсии «Ругантино» заглавную роль исполнял актёр, очень хорошо к ней подходящий. Мы его видели, как укрощённого строптивца из итальянской провинции... Угадали кто? Адриано Челентано, конечно!
Каждый из персонажей комедии дель арте появляется на сцене в присущем ему костюме. Ругантино – не исключение. На сцене он в костюме красного цвета. Поэтому нет ничего удивительного, что селекционеры, выведшие сорт мясистых красных помидоров, назвали этот сорт «Ругантино».
Скандал в ресторане «Ругантино»
Последуем же в Трастевере к месту, где находился ресторанчик «Ругантино». Здесь вечером 5 ноября 1958 года произошло событие, оказавшее влияние на итальянскую культуру. И, если вдуматься на мировую культуру тоже.
В этот вечер ресторан снял американский миллиардер Питер Ховард Вандербильт (Peter Howard Vanderbilt) для того, чтобы отпраздновать 24-летие венецианской графини Ольгины де Робилант (Olghina de Robilant). Приглашённых было около сотни. Настоящий звёздный бал: писатели, журналисты, кинорежиссёры и киноактрисы, в том числе шведка Анита Экберг, снявшаяся затем в главной роли в «Сладкой жизни» Федерико Феллини.
Об успешной карьере киноактрисы мечтала и другая женщина, присутствовавшая среди приглашённых. Её звали Айше Нана (Ayşe Nana; 1936 – 2014). Она была из Турции и к 22 годам снялась уже в двадцати турецких фильмах. Кроме природного очарования Айше великолепно танцевала танец живота, и за это в Турции её боготворили. Мужчины, конечно.
Айше Нана – это артистический псевдоним. Настоящее имя девушки было Кияш Нана. Уроженка Бейрута, она с детства прекрасно говорила по-французски. Не удивительно, потому что в то время Ливан был колонией Франции и его сравнивали со Швейцарией, как по красоте горных пейзажей, так и по большому количеству банков. Здесь сходились финансовые артерии всего Ближнего Востока. Вот и Айше Нана происходила из богатой армянской семьи. Её отец был крупным торговцем.
В 1956 году, Айше поняла, что в Турции она уже достигла максимальной высоты, и решила начать завоевание Европы. Для победы у неё имелись все возможности. Айше была красива, смела и весела.
Проведя год в Париже, девушка стала довольно известной и сделала следующий шаг. Она поехала в Рим. В столице Италии в то время снимали лучшее кино во всей Европе. Эх, сняться бы у одного из известных итальянских режиссёров! Её друг, неаполитанский журналист Серджио Пасторе обещал Айше устроить встречу с Витторио де Сикой или с Федерико Феллини.
Между тем, вечеринка в ресторане «Ругантино» разгоралась. Играл джазовый оркестр, который пригласила графиня ди Робилант. Гости много пили и чем дальше, тем им становилось веселей. Анита Экберг, сбросила туфли, вскочила на стол и босиком принялась отплясывать «Ча-ча-ча».
Айше Нана решила, что наступил её звёздный час. Пора было зажигать. Оркестр заиграл восточную мелодию, и девушка стала танцевать танец живота. Все присутствующие стали смотреть на неё.
Если говорить честно, то танец живота – совсем не стриптиз. Танцовщица манит гибкими движениями тела, но не раздеванием. Но Айше Нана решилась на импровизацию и совместила Азию с Америкой. По ходу возбуждающего танца она стала раздеваться, и сбросила с себя всю одежду за исключением трусиков. Естественно, что вокруг сверкали фотовспышки. Фотографы, среди которых был и Тацио Секкьяроли, стремились запечатлеть чувственный танец. Айше Нана абсолютно не стеснялась. Она стала звездой вечера.
Но приблизительно через полчаса в «Ругантино» ворвалась полиция. Стражи закона прекратили грязные танцы и отняли у всех фотографов кассеты с отснятой плёнкой. Разврату не место в Италии!
Опытный Тацио Секкьяроли отдал полицейским чистые фотокассеты. И уже на следующий день в популярном еженедельнике появился репортаж о скандальном вечере в «Ругантино» с кричащими заголовками и откровенными фотографиями.
Теперь уже власти не могли замять скандал, как, вероятно, хотели бы. Состоялся суд, и Айше Нана приговорили к двухмесячному заключению, а Питера Ховарда Вандербильта объявили персоной нон-грата и выслали из страны. Хозяина ресторана «Ругантино» оштрафовали на 3 тысячи лир. Это была небольшая сумма, но ресторан пришлось закрыть.
Последствия для людей, страны и мира
В 1960-м году Федерико Феллини снял фильм «Сладкая жизнь» и включил в него сцену стриптиза, весьма скромную, по правде говоря, сцену. Скандал, приключившийся в ресторане «Ругантино» был ещё памятен. Снова «оскорблять чувства общества» и представать перед судом режиссёру не хотелось. Но времена изменились. Сцена стриптиза обеспечила дополнительный интерес к фильму и без того прекрасному, и, конечно, подогрела общественное мнение. Нынешнему зрителю, привыкшему ко вседозволенности Интернета, трудно это понять.
Фильм прославил и режиссёра, и Италию. Отчасти из-за этого общественное мнение стало относиться к проблемной сцене более терпимо. Эх, если бы стриптиз в «Ругантино» состоялся после демонстрации «Сладкой жизни», суд над смелой восточной женщиной Айше Нана мог бы и не состояться. Впрочем, если бы не этот суд, режиссёр мог бы и не включить в свой фильм рискованную сцену. Но получилось то, что получилось. И на Федерико Феллини обрушилась всемирная слава.
Наш Папараццо, Тацио Секкьяроли, как уже было сказано, тоже получил свой кусочек славы.
А вот для Айше Нана стриптиз в «Ругантино» оказался не ступенькой вверх, а подлой подножкой. Она рассчитывала на приглашения знаменитых режиссёров, но ей отказывали. И понятно почему. Риск, конечно, дело благородное, но всё же лучше гусей не дразнить. Актриса мечтала о большой карьере в кино, но карьера эта не состоялась. Впрочем, Айше Нана прославилась в хорошем смысле этого слова и вошла в историю. Хотя, вероятно, всю жизнь её преследовало чувство, что другие люди съели горячие каштаны, которые ей пришлось вытащить из огня. А у неё только руки обожжены.
Несмотря на то, что судьба великой актрисы у неё не получилась, Айше Нана прожила неплохую и безбедную жизнь. Она не блистала на фестивалях, однако вышла замуж за Серджио Пасторе и в браке родила ему дочку. Карьера актрисы после происшествия в «Ругантино» перед ней не закрылась. Известность, пусть даже скандальная, всё же сыграла свою роль. Айше снялась в нескольких фильмах, которые сейчас, правда, вспомнят только знатоки кино. Но кино стареет быстро, хотя в 1960-е годы казалось иначе.
Графиня Ольгина де Робилант, на дне рождения которой произошло судьбоносное раздевание, через два года стала любовницей Хуана-Карлоса, будущего короля Испании. Королевой она, конечно, не стала, но была весьма успешной журналисткой. Она утверждала, что девочка, которую она родила вне брака, является дочкой короля. В общем, благодаря ей, к тайнам мадридского двора прибавилась ещё одна тайна.