Лев Николаевич Толстой недолюбливал феминисток. Лучшее свидетельство его праведного гнева на дам, слишком много о себе и своих правах возомнивших, – это, конечно, роман «Анна Каренина». Мне отмщение и аз воздам! Такой лев воздал бы!
На самом деле, героизм и самоотверженность английских суфражисток вызывает сочувствие. Они, женщины из довольно богатого круга, боролись за права всех женщин. Те же, кто жил в странах с менее развитыми традициями демократии, боролись по-своему, внедряя в умы не слишком хитрую мысль о том, что «женщина тоже человек». Софья Корвин-Круковская воспользовавшись фиктивным браком, выехала в Германию под фамилией Ковалевская, защитила несколько диссертаций в той области, где не всякому мужчине хватит мозгов, а потом стала профессором Стокгольмского университета, ибо в Петербургский университет ей, как женщине, доступ был закрыт. Почему-то петербургские профессора и учебное начальство путали императорский университет с торговыми банями.
Или вот история другой женщины домашней хозяйки Берты Бенц, а по совместительству, жены Карла Бенца. Карл Бенц по праву считается изобретателем автомобиля. Но не будь рядом с ним Берты, ещё неизвестно, кого бы мы числили нынче изобретателем автомобиля.
Во-первых, она заставила поверить в идею, которой горел её муж и своего отца. Он настолько поверил дочери, что даже финансировал изыскания своего зятя. А во-вторых, Берта заставила Карла представить своё изобретение, как говорится, городу и миру. Карл Бенц по-видимому был перфекционистом. Изобретя «самобеглую коляску» с бензиновым мотором, он никак не мог предствавить своё изобретение публике, то есть будущим покупателям. А Берта Бенц заставила его сделать первый шаг в этом направлении, показав, что автомобиль уже готов и прекрасно работает. Женщина – испытатель новой техники? Такого даже Фёдор Михайлович Достоевский представить не мог, хотя воображением обладал чудесным. Никакая тебе не фам-фаталь, не Настасья Филипповна или же Грушенька, а вот поди ж ты!
5 августа 1888 года, поднявшись, как положено, с восходом солнца, Берта Бенц предложила своим сыновьям, 13-летнему Ойгену и 15-летнему Рихарду съездить к бабушке. По нынешним меркам городок Пфорцхайм, где жила её матушка, был совсем рядом. Всего в 50 километрах от их родного Мангейма. На современном автомобиле – минут 40. Но автомобиль тогда был всего один в мире, и он стоял в сарае у Бенцев.
Берта с сыновьями потихоньку выкатили из сарая Motorwagen, над которым Карл работал уже три года.
Нам сейчас сложно представить себе, до какой степени тогдашние немецкие дороги не походили на знаменитые нынешние автобаны. Это был обычный просёлок, ухабы, грязь, пробитая телегами колея. Хорошей дорогой с большой натяжкой можно было назвать небольшие участки, замощённые щебёнкой или камнем. Но Берта была вдохновлена и первый час поездка была весьма успешной.
Дальше пошло хуже. У мотора не всегда хватало мощности на то, чтобы выйти из колеи, пробитой телегами. Управляемость оставляла желать лучшего. Карл Бенц сделал довольно примитивный руль, который поворачивал единственное переднее колесо. Motorwagen Бенца был трехколесным с единственным передним колесом, поскольку конструктор еще не придумал, как одновременно поворачивать пару передних колес. Естественно, никаких усилителей руля не было. Автомобиль элементарно сбивался с дороги и застревал в высокой траве на обочине. Оттуда его выкатывали сыновья.
На подъёме двигатель задыхался, ему не хватало мощности. В этот момент за руль садился младший сын, как самый лёгкий пассажир, а Берта и старший сын толкали машину в гору, помогая двигателю. На спусках тоже были проблемы. Тормоза плохо тормозили разогнавшееся авто.
Уже к вечеру самодвижущийся экипаж с тремя пассажирами добрался до цели путешествия, Пфорцхайма, а освещать дорогу было нечем. Фонарь на своей самобеглой коляске Карл Бенц не предусмотрел.
Но всё же испытания прошли удачно. Через 12 часов после отъезда из Мангейма, Берта сообщила об этом своему мужу телеграммой из местного почтового отделения Пфорцхайма. Так был завершён первый в мире автопробег. Берта Бенц могла бы претендовать на лавры автомобилиста-испытателя. Но в 19-м веке первой добродетелью женщины считалась скромность. Лев Николаевич Толстой это одобрял.
Возможно, что тогда поступок Берты Бенц напугал мужчин. Зато её героический автопробег вдохновил Карла Бенца. Он понял: путь выбран верно, и то, что многие считали глупыми фантазиями, можно воплотить в жизнь. И даже продать