публичный образовательный интернет-портал

Кинозал. Берта Бенц – жена изобретателя автомобиля

121 24/11/2020
Аватар. Наш кинозал
Берта Бенц

Лев Николаевич Толстой недолюбливал феминисток. Лучшее свидетельство его праведного гнева на дам, слишком много о себе и своих правах возомнивших, – это, конечно, роман «Анна Каренина». Мне отмщение и аз воздам! Такой лев воздал бы!

На самом деле, героизм и самоотверженность английских суфражисток вызывает сочувствие. Они, женщины из довольно богатого круга, боролись за права всех женщин. Те же, кто жил в странах с менее развитыми традициями демократии, боролись по-своему, внедряя в умы не слишком хитрую мысль о том, что «женщина тоже человек». Софья Корвин-Круковская воспользовавшись фиктивным браком, выехала в Германию под фамилией Ковалевская, защитила несколько диссертаций в той области, где не всякому мужчине хватит мозгов, а потом стала профессором Стокгольмского университета, ибо в Петербургский университет ей, как женщине, доступ был закрыт. Почему-то петербургские профессора и учебное начальство путали императорский университет с торговыми банями.

Или вот история Берты Бенц, жены изобретателя автомобиля, Карла Бенца. По-видимому, Карл Бенц был перфекционистом. Изобретя «самобеглую коляску» с бензиновым мотором, он никак не мог предствавить своё изобретение публике, то есть будущим покупателям. А Берта Бенц смогла. 

Утром 5 августа 1888 года Берта Бенц предложила своим сыновям, 13-летнему Ойгену и 15-летнему Рихарду съездить к бабушке в городок Пфорцхайм, который находился совсем недалеко от их родного Мангейма. Всего-то 50 километров! 

Карл и Берта

Но в то время для того, чтобы проделать такой путь, нужно было нанимать повозку, с парой лошадей, запряжённой в неё. Берта и её сыновья потихоньку выкатили из сарая Motorwagen, который Карл создал за три года до того.

Нам сейчас сложно представить себе, до какой степени тогдашние немецкие дороги не походили на знаменитые автобаны. Это был обычный просёлок, ухабы, грязь, пробитая телегами колея. Лишь иногда встречались участки, мощенные камнем или щебенкой.

Промчавшись довольно лихо первый час своего пути, дальше путешественники столкнулись с тем, что автомобиль не всегда мог преодолеть колею, оставленную телегами. Иногда машина, сама по себе плохо управляемая, въезжала в  высокую траву, растущую на обочинах дорог, и маломощный двигатель не справлялся с нею, автомобиль приходилось выталкивать своими силами. Первый Motorwagen был трехколесным, с одним колесом впереди (Карл Бенц тогда еще не решил проблему одновременного поворота двух передних колес). Но тяжелее всего давались подъемы – двухскоростная машина одолеть их была не в состоянии. В сложные моменты за руль садился Ойген (как самый легкий), а его мама и старший брат толкали повозку. Сложными были и спуски: тормоза держали разогнавшуюся тележку плоховато, а управляемость, как уже отмечалось, была не на высоте. Вдобавок ко всему, когда они, наконец, добрались до Пфорцхайма, наступила темнота, а никакого фонаря ни в конструкции автомобиля, ни в багаже путешественников не оказалось. Тем не менее им повезло обойтись без столкновений, и, через 12 часов после начала путешествия, Берта отправляет телеграмму своему мужу, извещая, что они успешно закончили свой автопробег.

Возможно, что тогда поступок Берты Бенц напугал мужчин. Зато этот автопробег вдохновил Карла Бенца и других изобретателей. Он понял: путь выбран верно, и то, что многие считали глупыми фантазиями, можно воплотить в жизнь. И даже продать.