публичный образовательный интернет-портал

Почему Эбдо – Шарли?

114 17/11/2020
Шарль де Голль
Конец Лебдо Харакири. Заголовок: Трагический бал в Коломбё (деревня, где жил де Голь). 1 умер.  Начало Шарли-Эбдо. Заголовок: Нет цензуры во Франции. Слепой на карикатуре говорит: Свобода печати? Лучше слышать это, чем быть глухим.
Конец Лебдо Харакири. Заголовок: Трагический бал в Коломбё (деревня, где жил де Голь). 1 умер.
Начало Шарли-Эбдо. Заголовок: Нет цензуры во Франции. Слепой на карикатуре говорит: Свобода печати? Лучше слышать это, чем быть глухим..

Банальная фраза: Интернет изменил мир. Во всём, даже в мелочах. Кто сейчас читает газеты в метро? У каждого есть мобильник. Кто вообще сейчас читает газеты?

Во Франции Интернет изрядно выкосил лужайку средств массовой информации. И всё же многие газеты приспособились к новым условиям. Каждая по-своему.

Журналы и журнальчики, которых когда-то в одном Париже было несчётное множество, тоже не все вымерли. Хотя, похоже, к тому дело идёт.

Но один из парижских журнальчиков под названием «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo), журнальчик прямо скажем, не высокого пошиба, уже вошёл в историю.  Это произошло 7 января 2015 года. В этот день два исламских террориста напали на парижский офис редакции, решив отомстить за размещённые на страницах журнала карикатур на пророка Мухаммада. В результате этого вооружённого нападения погибли двое полицейских и десять сотрудников редакции. Кстати, один из убитых, полицейский, был алжирцем и мусульманином.

Гибель этих людей можно смело назвать героической. Почему? Потому что они, продолжая выпуск журнала, не испугались угроз экстремистов. Потому что, гибелью своей они, в конечном счёте, отстаивали свои, европейские, ценности. А в этих ценностях религиозная составляющая, так же как различия расовые и половые играют весьма малую роль. В этих ценностях насмешливость по отношению к любым святыням является золотым правилом ещё со времён вольнодумца Вольтера. Который, как известно, был готов (и весьма решительно) отстаивать право своих оппонентов на мнение, противоположное его собственному.

Чарльз Шульц
Чарльз Шульц

Однако стоит ли углубляться в область столь деликатных, а главное, плохо определённых понятий, как вообще религиозные чувства, и, в частности, оскорблённые религиозные чувства? Не лучше ли исследовать вопрос, который был вынесен в заголовок. Что означает собственно название этого журнала? Ответ на этот вопрос будет гораздо интереснее всякого рода разговоров на пустом месте о морали и толерантности.

Со вторым словом в названии журнала просто. Несколько странное для русского слуха «Эбдо» (Hebdo) означает по-французски «еженедельный». Ничего серьёзного, просто констатация того, что данное издание выходит из печати раз в неделю. А вот с первой частью заголовка, «Шарли» (Charlie) разобраться труднее.

«Шарли» – уменьшительное от «Шарль», которое восходит к имени Карла Великого. На другом берегу канала, в Англии, имя великого правителя франков произносят, как «Чарльз», а уменьшительное от него – «Чарли». Так что «Чарли» по-французски тоже «Шарли».

Самый известный Чарли для французов – Чаплин, а самый знаменитый Шарль – конечно, Шарль де Голль. Есть ли связь с ними у названия журнала?

Продолжим наши изыскания и вспомним о предшественнике «Шарли Эбдо», журнале «Харакири», который издавался с 1969 года и развлекал своих читателей всякого рода карикатурами.

Теперь всякий имеет представление о том, что такое социальная сеть. Именно там – последние новости, именно там кипит культурная жизнь. По этой причине они социальные сети столь притягательны для миллионов людей. В начале 1970-х годов во Франции, хотя Интернета ещё не было, социальные сети уже существовали. Их центром были как раз журналы. Буржуазные редакторы будто бы прочли высказывание одного политического деятеля начала 20-го века о том, что орган печати, он не только коллективный пропагандист и агитатор, но также и коллективный организатор. Прочли и воплотили на высоком техническом уровне. Вокруг любого журнала и журнальчика кучковались читатели, которым не жалко было своим трудовым сантимом оплачивать существование любимого печатного органа. Естественно, что при таком положении дел доходы журнала напрямую зависели от тиражей. Рост популярности определял рост тиража и благосостояние журнала. Поэтому каждый журнал всеми средствами боролся за популярность.

В этой борьбе следовало стремиться стать интересным максимально широкому кругу читателей. В этом смысле журнал «Харакири» мог быть спокойным. Он захватил хорошую информационную нишу. Карикатуры нравятся всем. Так же, как и анекдоты. Карикатура, фактически это и есть анекдот, рассказанный на одной страничке в виде одного рисунка.

Анекдоты – тема благодарная. Их рассказывают все и обо всех. Запретных тем здесь не существует. Осмеянию может подлежать все и всё, даже если за запрещённые анекдоты будут сажать в тюрьму. Именно такое происходило в советской истории, которая, однако, известна как время расцвета анекдотов, и не только политических.

Журнал издавался во Франции, где самыми популярными темами являются политика и сексуальные отношения. Журнал «Харакири» радостно эксплуатировал в своих карикатурах обе эти темы. Карикатуры были пошловатыми, но не слишком пошлыми. И это был правильный выбор. Потому что наиболее популярные анекдоты – именно пошловатые. Подобные анекдоты можно рассказать дамам, дабы они слегка покраснели и мило посмеялись. Журнал «Харакири», проводя курс на поддержание своей популярность, ориентировался на тех, кому не слишком умные, не слишком нравственные и не слишком злые карикатуры нравились, с чего и имел на свой журнальный кусок хлеба не очень толстый слой масла.

Для расширения круга читателей и повышения популярности среди детей и подростков журнал также перепечатывал на своих страницах комиксы из американских журналов.

Комиксы – это чисто американское искусство. Они появились в США, как развлечение детей, а также «простой» и не слишком грамотной публики. Для тех, кому чтение давалось с трудом, а вот картинки с подписями рассматривать было в самый раз. Комиксы представляли собой несколько связанных между собой картинок, изображавших некий комический рассказ (Comic story) или тот же анекдот. От слова «комический» и произошло слово «комикс».

Оказалось, что комиксы рисовать сможет не всякий художник. Для этого следовало быть не только талантливым рисовальщиком, чтобы заключить образ героя в ясный и простой образ. Нужно было также обладать навыками сценариста, ведь для изображения нужно было отобрать самые ключевые эпизоды, которые бы сами говорили за себя. Но комиксы нравились публике, за них платили, так что и способные художники для разработки этого вида искусств нашлись, и комиксы начали развиваться по законам, присущим этому жанру.

Во-первых, комиксы стали печататься с продолжением, а во-вторых, их создатели взялись за серьёзные темы. Можно даже сказать, за темы глобальные: борьба со злом, спасение мира! Наконец, в-третьих, рисовать комиксы начали многие знаменитые американские художники. Ещё больше художников благодаря комиксам стали знаменитыми. Что, впрочем, не удивительно. Комиксы были массовым чтивом, они издавались стотысячными тиражами. Ведь это – огромная аудитория! А если художник выставляется в выставочном зале, сколько человек увидят его работы? Максимум несколько сотен. Ну ладно, несколько тысяч. Масштаб несравним!

Американский художник Чарльз Шульц (Charles Monroe Schulz; 1922 — 2000) прошёл именно этот путь. Он стал знаменитым благодаря серии комиксов «Peanuts». В этой серии рассказывается о приключениях младшего школьника Чарли Брауна и его друзей, среди которых главная роль принадлежит собачке Снупи. Рассказ чаще всего от имени этой собачки и ведётся.

Почему сериал назвали «Peanuts»? С английского это слово переводится, как «арахис». Но есть у него и второе значение: «мелочь пузатая». Этим словом в американских школах называли учеников младших классов.

Серия «Peanuts» стала очень популярной. Образы его героев-малышей и, конечно, пёсика Снупи стали известны за пределами США. По мотивам комикса было снято несколько мультфильмов и рекламных роликов.

«Peanuts» считается одним из самых успешных сериальных комиксов за всю историю жанра. Чарльз Шульц работал над этим сериалом в общей сложности пятьдесят лет. Первый выпуск комикса «Peanuts» появился 2 октября 1950 года, а последний – на следующий день после смерти автора, 12 февраля 2000 года. В последнем номере было напечатано трогательное прощание Чарльза Шульца со своими читателями.

Итак, еженедельник «Харакири» решил перепечатывать в детском приложении комиксы ожидалось, что самым популярным комиксом в этом ежемесячнике станет «Peanuts», потому детское приложение-ежемесячник, не слишком долго раздумывая, назвали именем главного героя комикса, Чарли Брауна: «Шарли».

Но детское приложение с комиксами ожиданий редакции на заметное повышение популярности, а значит, тиражей, не оправдалась. Через некоторое время «Шарли» закрыли. Но и название журнала «Шарли», и его связь с «Харакири» закрепились в сознании читателей.

Франция славится своей свободой слова. Некоторые даже считают её слишком разнузданной. Несмотря на это журнальчик «Харакири», рассчитанный на читателей, которые любят пошловатые карикатуры, то и дело закрывали за оскорбление общественных вкусов. Но издатели были люди дошлые. Они тут же возобновляли издание под слегка изменённым названием. Закрыли «Харакири» – стал выходить журнал под названием «Лё Харакири Эбдо». (Как уже было сказано, «Эбдо» означает «еженедельник»). Закрыли этот – в газетных киосках тут же появился еженедельник «Л’эбдо харакири». Конечно, эта конспирация была очевидна, но во Франции по давней традиции шутам прощалось многое. В самом деле, вступать в серьёзный спор с дураком – себя не уважать.

Но даже французским шутам непростительны некоторые вещи. Например, пляски на похоронах короля.

Королём во Франции в то время был Шарль де Голль (Charles André Joseph Marie de Gaulle; 1890 — 1970). Он уже отошёл от дел, но пользовался народным уважением и любовью. Смерть де Голля 9 ноября 1970 года без преувеличения была воспринята, как национальное горе. Впрочем, как оказалось, не всеми. На следующий день после кончины генерала журнал «Л’эбдо харакири» вышел с карикатурой на де Голля. То, что карикатуристы захотят поиздеваться над святыней, было вполне ожидаемо. Предсказуема была и реакция правительства на эту выходку. Журнал в очередной раз запретили.

Кто угадает ответный ход редакции? Конечно, на следующей неделе журнал вышел! Вышел он под новым старым именем, «Шарли Эбдо». Это было изящненько. Читатель вспоминал не только одно из прежних названий: оно стало актуальным. По ходу дела читателям намекали на того, из-за кого вся эта катавасия произошла. Да-да на великого и почитаемого французами де Голля! На нашего Шарли! Вот и тронь таких, сам не рад будешь!

Журнал просуществовал до 1981 году, и закрылся сам, не пережив тяжёлых в финансовом отношении времён. Но в 1992 году его возродили под именем «Шарли Эбдо». Как уже было сказано, после террористического нападения на редакцию журнала, его название стало известным во всём мире. Французы, придерживавшиеся разных политических взглядов, вместе вышли на улицу. Протест против подъёма исламского экстремизма поднялся высокой волной.  Лозунг «Je suis Charlie» (Я – Шарли) ненадолго объединил всех. Тех, кого числили шутами, оплакивали, как национальных героев.  1178-й номер журнала, который вышел сразу же вслед за убийством сотрудников редакции, вышел небывалым для прежнего «Шарли» тиражом – 3 миллиона экземпляров. В парижских газетных киосках его смели за 15 минут. Это был абсолютный рекорд для французского периодического издания за всё время существования во Франции публичной печати.