публичный образовательный интернет-портал

Достижения фирмы Ситроен

10/11/2020
Ситроен слайд

Одна из крупнейших французских автомобильных компаний – «Ситроен» (Citroën). С 1976 года она слилась с компанией «Пежо» (Peugeot), став частью концерна PSA Peugeot Citroën. Биография компании началась в 1919 году. Основал компанию человек, вошедший в историю мировой автомобильной промышленности, Андре Ситроен (1878 - 1936).
Андре родился в Париже в семье торговца бриллиантами. В 1900 году он окончил Парижскую политехническую школу, одно из лучших технических учебных заведений Европы того времени. Став инженером, Андре Ситроен работал в нескольких компаниях. В 1912 году он организовал завод по производству двойных шевронных шестерен. Шевронная шестерня была настолько связана с именем Ситроена, что после создания автомобильной компании изображение косого шеврона стало символом предприятия, и красуется на капотах автомобилей «Ситроен» до сих пор.
Его талант организатора проявился в начале Первой мировой войны. Поняв, что французской армии не хватает снарядов, Ситроен всего за несколько месяцев построил завод по производству шрапнельных снарядов. Завод был построен в районе набережной Жавель на месте капустных полей (и, кстати, совсем недалеко от Эйфелевой башни).
Завод Ситроена успешно проработал до конца войны. Но война закончилась, и Андре Ситроен, поняв, что хорошо работающее конвейерное производство надо переориентировать, точно угадал тот мирный товар, который французы станут охотно покупать. Первым в Европе он начал массовый выпуск машины «для народа», подобно тому, как это уже делал Г. Форд в США.

 
Citroën Type A. Это первый автомобиль, выпущенный с конвейера завода на набережной Жавель. За рулем покупатель, месье Тестмоль
Citroën Type A. Это первый автомобиль, выпущенный с конвейера завода на набережной Жавель. За рулем покупатель, месье Тестмоль

Массовый выпуск означал низкую цену. Но дешевизна «Ситроена» вовсе не была следствием его технической отсталости. Дешевизна означала доступность автомобиля. Низкая цена обеспечивалась массовой конвейерной сборкой, уже опробованной за океаном, на заводах Форда. Впервые в Европе приобретение автомобиля стало по карману «простому» человеку, зарабатывающему на жизнь собственным трудом. Лозунг, известный нам по «Золотому теленку», родился именно в 1919 году. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!
Четыре модели автомобиля «Ситроен» наверняка будут выставлены в зале славы Всемирного музея автомобилестроения, если таковой когда-нибудь создадут.

Citroën Type A

«Type A» – так называлась первая модель, которую завод А. Ситроена начал выпускать в 1919 году. Тогда автостроители не слишком думали о названии автомобиля. Тот же Г. Форд назвал свою знаменитую машину «Модель T». Вот и Ситроен назвал свой первый автомобиль первой буквой французского алфавита. Кстати, этот автомобиль оказался также и первым в Европе автомобилем, собранным на конвейере. А. Ситроен воспринял американскую систему Генри Форда. И не только техническую сторону этой системы, сборочные конвейеры, и не только организацию труда, присущую этой системе, при которой один рабочий выполняет одну определённую операцию и только её. Завод А. Ситроена отличался также прекрасными социальными условиями.
Первый блин оказался не комом. В течение двух лет завод выпустил со своих конвейеров 24 тысячи «Type A». Первая же машина, изготовленная на предприятии, была продана торговцу скотом из провинции Дордонь мсье Тестемолю. Момент, когда мсье Тестемоль сел за руль своего автомобиля был запечатлён на фотографии.

Citroën Traction Avant - первый в мире автомобиль с приводом на передние колеса
Citroën Traction Avant - первый в мире автомобиль с приводом на передние колеса

Citroën Traction Avant

Эта модель «Ситроена» сошла с конвейера в 1934 году. Это был последний «Ситроен», выпущенный при жизни основателя предприятия, Андре Ситроена. Французское слово «Traction Avant» означает «передний привод». А. Ситроен настаивал на выпуске переднеприводного автомобиля, и это было свидетельством его технической прозорливости. При проектировании «Traction Avant» конструкторы внедрили множество важных передовых технических решений. Прогрессивные изменения в компоновке машины и её конструкции были подхвачены автоконструкторами других автомобильных компаний, в первую очередь, европейских. Главным изменением был привод на передние колеса, благодаря чему пол салона стал ровным, исчез выступ, прикрывающий карданный вал, шедший от двигателя к колёсам. В результате внутри автомобиль стал более просторным. Второе, чем отличался «Traction Avant» – несущий кузов. Это был первый в мире автомобиль без рамы. Несущий кузов также оказался техническим предвидением. Вслед за «Ситроеном» его начали применять другие автомобильные компании.
Вообще технические решения, которые были осуществлены в этой машине, оказались очень «долгоиграющими». В результате этот автомобиль выпускался более двадцати лет, с 1934 по 1957 год. С заводского конвейера сошло 760 тысяч машин этой модели.
 

Ситроен – Citroën_DS Автомобиль президента де Голля – 1963 год.
 Citroën DS Автомобиль президента де Голля – 1963 год.

Citroën DS 19

Представление этой модели миру произошло в 1955 году. Это был первый день Парижского автосалона. Успех оказался потрясающим. Прошло всего 15 минут, а посетители бросились заказывать новый – абсолютно новый – автомобиль. Всего за 10 дней, пока продолжался автосалон, было заказано 80 тысяч Citroën DS. Этот рекорд продаж продержался аж до марта 2016 года, более 60 лет. Новым рекордсменом стала Tesla Model 3, которая в первый же день была заказана 180 тысячами посетителей.
Для многих автолюбителей Citroën DS стала символом и слилась с общим образом компании «Ситроен». Название марки «деес» тоже оказалось удачным, потому что оно было созвучно французскому слову «Déesse», что в переводе означает «богиня». Citroën DS характеризовался уникальной гидравлической подвеской, которая даже на очень высокой скорости избавляла пассажиров от тряски. Среди прочих новаций, делавших произведение автоконструкторов настоящей машиной будущего, следует назвать «космическое» рулевое колесо с одной спицей и подвижные фары. Демонстрируя Citroën DS ,компания высоко поднимала планку стандартов массового автомобиля.
В конце 1960-х годов на советские киноэкраны вышел фильм «Фантомас», побивший все рекорды популярности. Ударный финальный эпизод, в котором Citroën DS выпускает крылья и взлетает, не вызывал у французских кинозрителей ни смеха, ни протеста. Французы могли ожинать от «богини» и этого.
Всемирную известность эта модель «Ситроен» получила в августе 1962 года, когда произошло покушения на президента Франции Шарля де Голля. Нападавшие изрешетили кузов автоматными очередями. Но машина не сошла с дороги, а, благодаря передовой саморегулирующейся гидравлической подвеске на трёх колёсах (одно было пробито пулей) смогла вывезти французского президента из-под обстрела. Поэтому не удивительно, что французские лидеры доверяют «Ситроену» до сих пор.
Да что там говорить во всемирном конкурсе «Автомобиль века» Citroën DS 19 занял третье место среди автомобилей всех времён и народов! Дизайнером этого футуристического автомобиля был Фламинио Бертони (1903 - 1964), работавший в автокомпании «Ситроен» ещё с довоенных времён. Интересно, что он же спроектировал другую машину, совершенно иного класса и расчитанную на совершенно другого потребителя. Между тем, и этот другой автомобиль тоже стал гордостью компании

Citroen 2CV – дешево и красиво
Citroen 2CV – дешево и красиво

Citroen 2CV

Всем известно, чем славится Франция – прекрасными женщинами, красным вином, багетом и сыром. А ещё символом этой страны является «Citroen 2CV». В этот автомобиль, выпускавшийся в 1948 года, французы складывали свои багеты, сыр и бутылки красного вина, усаживали своих прекрасных женщин и ехали на пикник. «Citroen 2CV», неказистая на вид машинка, считается одним из самых больших успехов компании «Ситроен». Марка 2CV означает всего-навсего мощность мотора, «deux chevaux vapeur», то есть «2 лошадиных силы». Остряки заметили, что по-русски французское название звучит веселее «дё-шево». Citroen 2CV – проектировали, как дешевый семейный автомобиль, который, как предполагалось, французы будут покупать некоторое время после окончания Второй мировой войны. Ведь эта война отсосала деньги из всех карманов. Денег мало, но ездить же необходимо, господа!
Двух лошадок, «Citroen 2CV», начали выпускать вскоре после войны, в 1948 году а закончили – трудно поверить! – в 1990-м. Надо сказать, что небольшой автомобиль для поездок в сельской местности знаменитый дизайнер Фламинио Бертони, начал разрабатывать еще до Второй мировой войны. Но от одного и того же отца народились такие разные детки!
Фламинио Бертони сознательно ориентировался на то, что благодаря этому автомобилю Франция сядет за руль. Ведь произошло же это и с «Фордом Т» в США и с «Жуком VolksWagen» в Германии. Поэтому предполагал сделать простой в обслуживании и ремонте автомобиль.
И дизайнер спроектировал автомобильчик, который должен был заменить французскому горожанину велосипед или извозчика, а фермеру – лошадь и телегу. Автомобиль этот должен был быть простым в обслуживании и в ремонте, хорошо проходить неблагоустроенные дороги и быть приспособленным для перевозки небольших грузов. Ну и, конечно, быть очень привлекательным по цене. Именно невысокая цена примирила прижимистых французов даже к нарочито простецкому дизайну. А любые попытки сделать «гадкого утёнка» 2CV «красивше» неодобрительно встречались населением страны. И как следствие, эти попытки не прижились