Одна из крупнейших французских автомобильных компаний – «Ситроен» (Citroën). С 1976 года она существует, как часть объединения PSA Peugeot Citroën, слившись с другой крупной французской автомобильной компанией «Пежо» (Peugeot). Биография этой фирмы началась в 1919 году. Ей основал человек, вошедший в историю мировой автомобильной промышленности, Андре Ситроен (1878 - 1936).
Андре родился в Париже в состоятельной семье. Он был сыном торговца бриллиантами. Образование у него было достойное, он в 1900 году окончил Парижскую политехническую школу, одно из лучших в то время технических учебных заведений Европы, если не мира. Став инженером, Андре Ситроен работал в нескольких компаниях. В 1912 году он организовал завод по производству двойных шевронных шестерен. Шевронная шестерня была настолько связана с именем Ситроена, что после создания автомобильной компании изображение косого шеврона стало символом предприятия, и красуется на капотах автомобилей «Ситроен» до сих пор.
Его талант организатора проявился в начале Первой мировой войны. Поняв, что французской армии не хватает снарядов, Ситроен всего за несколько месяцев построил завод по производству шрапнельных снарядов. Завод был построен в районе набережной Жавель на месте капустных полей (и, кстати, совсем недалеко от Эйфелевой башни).
Оружейный завод Ситроена успешно проработал до конца войны. Но война закончилась, и Андре Ситроен, поняв, что хорошо работающее конвейерное производство надо переориентировать, точно угадал тот мирный товар, который французы станут охотно покупать. Первым в Европе он начал массовый выпуск машины «для народа», подобно тому, как это уже делал Генри Форд в США.
Массовый выпуск означал низкую цену. Но дешевизна «Ситроена» вовсе не была следствием его технической отсталости. Дешевизна означала доступность автомобиля. Низкую цену производства давал метод массовой сборки на конвейере, который уже был опробован на заводах Форда. Впервые в Европе автомобиль мог бы приобрести «простой» человек, который зарабатывает на жизнь собственным трудом, тот же рабочий, стоящий у конвейера.
Если когда-либо создадут что-то вроде Всемирного музея автомобилестроения, то в его зале славы, без сомнения выставят по крайней мере четыре модели автомобиля «Ситроен».
Citroën Type A
«Type A» – так называлась первая модель, которую завод А. Ситроена начал выпускать в 1919 году. Тогда автостроители не слишком думали о названии автомобиля. Тот же Г. Форд назвал свою знаменитую машину «Модель T». Вот и Ситроен назвал свой первый автомобиль первой буквой французского алфавита. Кстати, этот автомобиль оказался также и первым в Европе автомобилем, собранным на конвейере. А. Ситроен воспринял американскую систему Генри Форда. И не только техническую сторону этой системы, сборочные конвейеры, и не только организацию труда, присущую этой системе, при которой один рабочий выполняет одну определённую операцию и только её. Завод А. Ситроена отличался также прекрасными социальными условиями.
Первый блин оказался не комом. В течение двух лет завод выпустил со своих конвейеров 24 тысячи «Type A». Первая же машина, изготовленная на предприятии, была продана торговцу скотом из провинции Дордонь мсье Тестемолю. Момент, когда мсье Тестемоль сел за руль своего автомобиля был запечатлён на фотографии.
А следующая модель, Citroën CV5, которую предприятие начало выпускать в 1922 году была объявлена «автомобилем для женщин» из-за лёгкости управления, дешевизны и красоты. Реклама впервые обращалась к женщинам – ваш автомобиль! И удар оказался точным. Женщины охотно покупали машинны, продажи выросли.
Citroën Traction Avant
Эта модель «Ситроена» сошла с конвейера в 1934 году. Это был последний «Ситроен», выпущенный при жизни основателя предприятия, Андре Ситроена. Французское слово «Traction Avant» означает «передний привод». А. Ситроен настаивал на выпуске переднеприводного автомобиля, и это было свидетельством его технической прозорливости. При проектировании «Traction Avant» конструкторы внедрили множество важных передовых технических решений. Прогрессивные изменения в компоновке машины и её конструкции были подхвачены автоконструкторами других автомобильных компаний, в первую очередь, европейских. Главным изменением был привод на передние колеса, благодаря чему пол салона стал ровным, исчез выступ, прикрывающий карданный вал, шедший от двигателя к колёсам. В результате внутри автомобиль стал более просторным. Второе, чем отличался «Traction Avant» – несущий кузов. Это был первый в мире автомобиль без рамы. Несущий кузов также оказался техническим предвидением. Вслед за «Ситроеном» его начали применять другие автомобильные компании.
Вообще технические решения, которые были осуществлены в этой машине, оказались очень «долгоиграющими». В результате этот автомобиль выпускался более двадцати лет, с 1934 по 1957 год. С заводского конвейера сошло 760 тысяч машин этой модели.
Citroën DS 19
Представление этой модели миру произошло в 1955 году. Это был первый день Парижского автосалона. Успех оказался потрясающим. Прошло всего 15 минут, а посетители бросились заказывать новый – абсолютно новый – автомобиль. Всего за 10 дней, пока продолжался автосалон, было заказано 80 тысяч Citroën DS. Этот рекорд продаж продержался аж до марта 2016 года, более 60 лет. Новым рекордсменом стала Tesla Model 3, которая в первый же день была заказана 180 тысячами посетителей.
Для многих автолюбителей Citroën DS стала символом и слилась с общим образом компании «Ситроен». Название марки «деес» тоже оказалось удачным, потому что оно было созвучно французскому слову «Déesse», что в переводе означает «богиня». Citroën DS характеризовался уникальной гидравлической подвеской, которая даже на очень высокой скорости избавляла пассажиров от тряски. Среди прочих новаций, делавших произведение автоконструкторов настоящей машиной будущего, следует назвать «космическое» рулевое колесо с одной спицей и подвижные фары. Демонстрируя Citroën DS ,компания высоко поднимала планку стандартов массового автомобиля.
В конце 1960-х годов на советские киноэкраны вышел фильм «Фантомас», побивший все рекорды популярности. Ударный финальный эпизод, в котором Citroën DS выпускает крылья и взлетает, не вызывал у французских кинозрителей ни смеха, ни протеста. Французы могли ожинать от «богини» и этого.
Всемирную известность эта модель «Ситроен» получила в августе 1962 года, когда произошло покушения на президента Франции Шарля де Голля. Нападавшие изрешетили кузов автоматными очередями. Но машина не сошла с дороги, а, благодаря передовой саморегулирующейся гидравлической подвеске на трёх колёсах (одно было пробито пулей) смогла вывезти французского президента из-под обстрела. Поэтому не удивительно, что французские лидеры доверяют «Ситроену» до сих пор.
Да что там говорить во всемирном конкурсе «Автомобиль века» Citroën DS 19 занял третье место среди автомобилей всех времён и народов! Дизайнером этого футуристического автомобиля был Фламинио Бертони (1903 - 1964), работавший в автокомпании «Ситроен» ещё с довоенных времён. Интересно, что он же спроектировал другую машину, совершенно иного класса и расчитанную на совершенно другого потребителя. Между тем, и этот другой автомобиль тоже стал гордостью компании
Citroen 2CV
Этот автомобиль сумел стать национальным символом Франции и вклиниться между такими образами, как хрустящий багет, неповторимого вкуса сыр, красное вино и прекрасные женщины. Машина начала сходить с конвейера в 1948 году. 2CV – это мощность мотора, 2 лошадиные силы, по-французски «deux chevaux vapeur». Какие-то русские остряки прочли это название, как «дё-шево». В самом деле, главным достоинством этого автомобиля была его дешевизна. Вторая мировая война отсосала деньги из карманов французов, но ездить-то всё-таки необходимо! Специалисты по продажам рассчитывали, что некоторое время французы будут покупать этого конька-горбунка, складывать в небольшой багажник свои сыры, багеты и бутылки красного вина, усаживать своих прекрасных женщин и ездить на пикник. А там настанут лучшие времена, появятся более стильные машины.
Дизайнером этого автомобиля – даже не верится – был всё тот же Фламинио Бертони, который сконструировал «богиню» DS 19. Это был его запоздалый ответ на потребность французов в народном автомобиле вроде американского «Форда-Т» и немецкого «VolksWagen-Жука»
Фламинио Бертони, начал разрабатывать эту машину еще до войны. Он сознательно ориентировался на то, что благодаря массовому и в то же время дешёвому автомобилю Франция сядет за руль и начнёт покупать более дорогие машины. Проектируемый автомобильчик должен был стать для горожанина заменой велосипеда или извозчика, а фермеру заменить добрых старых лошадку и тележку. Ну, и конечно, автомобиль виделся простым в обслуживании и в ремонте, непритязательным в эксплуатации, хорошо ездить по неблагоустроенным сельским дорогам и быть приспособленным для перевозки небольших грузов. Все технические требования были удовлетворены! «Citroen 2CV» выпускали почти 45 лет!
Как ни странно, но невысокая цена заставила французов, известных своей прижимистостью, найти нарочито незатейливый дизайн привлекательным. Всякие попытки улучшить вид этого гадкого утёнка 2CV, населением страны встречались неодобрительно. И как следствие, эти попытки не прижились